Ангел и аггел: вестник Бога и вестник дьявола
Символ веры начинается со слов:
С древнегреческого языка на русский слово ὁ ἄγγελος (angelos) переводится как «вестник», «посланник». Но из одного греческого слова в церковнославянском создали два: ангел и аггел. Если ангел – это вестник от Бога, то аггелами на церковнославянском в Священном Писании и церковных богослужениях называют падших духов или демонов. Например:
Ангелы, согласно свидетельствам Священного Писания, житий святых и писаний Отцов Церкви появляются, например, при переходе из этой жизни в иной мир. В Ветхом Завете ангелы иногда даже губят и поражают людей, хотя, конечно, гораздо чаще они охраняют и спасают человека.
Так или иначе, но явление ангела – это на самом деле очень и очень непростое испытание. Очень важно знать то, что святые отцы советовали крайне осторожно относиться к явлению ангелов или духов, и им скорее не доверять. ВедьЕсли первозданный человек, облеченный в бессмертное тело и чуждый недугов и дебелости обладал способностью к прямому чувственному общению с духами и с самим Богом, то после грехопадения он ее утратил. Теперь же «по причине крайней дебелости и грубости, телесные чувства не способны к общению с духами, не видят их, не слышат их, не ощущают… Святые духи уклонились от общения с человеками, как с недостойными такого общения; духи падшие, увлекшие нас в свое падение, смесились с нами, и чтоб удобнее содержать нас в плену, стараются сделать и себя, и свои цепи для нас незаметными... Всем нам, находящимся в рабстве у греха, надо знать, что общение со святыми Ангелами несвойственно нам по причине нашего отчуждения от них падением, что нам свойственно по той же причине общение с духами отверженными, к разряду которых мы принадлежим душою… Чувственно являющиеся человекам, пребывающим в греховности и падении, суть демоны, а никакие не святые Ангелы».
Поэтому, как пишет далее епископ Игнатий Брянчанинов, «общее правило для всех человеков состоит в том, чтобы никак не вверяться духам, когда они являются чувственным образом, не входить в беседу с ними, не обращать на них никакого внимания, признавать явления их величайшим и опаснейшим искушением. Во время этого искушения должно устремлять мысль и сердце к Богу с молитвою о помиловании и об избавлении от искушения. Желание видеть духов, любопытство узнать что-нибудь о них и от них есть признак величайшего безрассудства и совершенного незнания нравственных и деятельных преданий Православной Церкви».Как считает святитель Игнатий, увидевшие чувственно духов, даже святых ангелов, не должны ничего о себе мнить, ведь к этому бывают способны даже бессловесные животные (например, Валаамова ослица). Видевший духов своими глазами может быть легко ими обманут в свое повреждение и погибель. Даже святые не всегда узнавали демонов, явившихся им под видом святых и Самого Христа.
Лишь истинным христианским подвижникам становится доступен правильный вход в мир духов. Их туда вводит Сам Бог. Единственный правильный вход в духовный мир, в том числе к чувственному видению духов, по словам Игнатия Брянчанинова – это христианское подвижничество и совершенство:Источник: Журнал Фома
Автор: Юрий Пущаев