Главная / Новости / Новости РПЦ /

Митрополит Климент: Символ веры: что это?

Символ веры – это крат­кое ис­по­ве­да­ние ве­ры. По­че­му оно наз­ва­но та­ким сло­вом – сим­вол? «Сим­во­лом» у древ­них гре­ков зва­лась осо­бая до­щеч­ка, ко­то­рая осо­бо ими ис­поль­зо­ва­лась. Ког­да друзья рас­ста­ва­лись, эту дощеч­ку – символ – делили на неровные части. И каждый уносил с собой свою часть дощечки в далекие странствия. И если потом человеку надо было послать кого-то к своему другу с важным известием, или с просьбой о помощи, то он отправлял гонца со своей частью дощечки (символа). Гонец предъявлял ее адресату в подтверждение, что помощь требуется именно другу этого человека. Тот брал предъявленный кусок, прикладывал к своей части дощечки – получался единый символ. Таким образом становилось очевидным, что гонцу можно доверять, что тот послан именно его другом. А эта дощечка – символ – была знаком их дружбы, их единства.

Святые отцы, когда собрали все главные вероучительные положения Православия в один текст, – назвали его «символом» веры. Потому что тут тоже речь идет о единстве. Но – единстве духовном. Кто исповедует православный Символ веры, тот является членом единого организма – Православной Церкви.

В первохристианские времена было несколько символов, выражавших христианскую веру. Потом, на I и II Вселенских соборах, был принят один – Никео-Цареградский. Он стал единым для всех христиан, и было принято соборное решение в него ничего не добавлять и ничего в нем не менять. Начинается символ со слова «Верую…»

Чтобы стать членом Православной Церкви, человек принимает Таинство Крещения. Перед этим Таинством он должен исповедовать: как он верует в Бога. Та же ли у него вера, что и у членов Церкви, в которую он хочет вступить. Для этого он произносит Символ веры. По сути, Символ веры – это исповедание той веры, которую человек принимает. Если Символ веры для него истина, то это свидетельствует о том, что человек признает учение Церкви (является ее членом, христианином), православно верует во Христа, хочет спасаться в Его Церкви. Если человек не согласен с этими положениями, значит, он верит как-то по-своему, но не по православному. Таких Церковь не принимает в свои члены, и он не может быть крещен.

Символ веры состоит из двенадцати вероучительных положений (членов), которые утверждены на Вселенских Церковных Соборах. Там изложены главные аспекты веры. «Верую» – первое слово, с которого начинается Символ веры. Потому что вера – наша основа, фундамент жизни человека. Именно вера, а не знания. Мы же называемся «верующими», а не гностиками – «знающими». Если бы мы были гностиками, мы бы опирались на знания. Знания есть и у нас, и они основаны на Священном Писании и проверены опытом святых отцов. Но основа у нас – вера. Православие – это, прежде всего, предмет веры. Мы не можем опытным путем проверить и доказать те положения, в которые мы веруем. Мы принимаем их на веру. Когда мы говорим о вере и знании, то имеем ввиду духовную область, а не материальную.

Откуда мы берем веру? Господь ее открывает нам. Она передана нам от Апостолов, а им открыл Сам Христос. Но способность верить Бог дает человеку не просто для удовлетворения его интеллектуальных потребностей, а с конкретной практической целью: чтобы мы, как сказано в Евангелии от Иоанна, «уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и веруя, имели жизнь во имя Его» (Ин. 20:31).

Вера – непременное условие, чтобы начать православную жизнь. Если бы это была не вера, а знание, легко было бы все доказать. Мы же можем доказать теорему Пифагора. Но никому в голову не придет «верить» в эту теорему. Если люди склонны доверять только знанию – проверенному, доказанному, очевидному, как теорема Пифагора, то могут считать верующих легкомысленными, несерьезными людьми. Что мы можем тут возразить в свою защиту?

Вопрос – смотря кому поверить. Поверить мошеннику, будет действительно неправильно. А поверить Церкви – разумно. Многие не верили Церкви в ХХ веке. Считали, что в ней «дурят людей, забивают головы байками, чтобы отобрать деньги». Многие поверили тем, кто это утверждал и пошли за ними, устроили революцию. Добром это не кончилось, как мы знаем.

Но Господь – Живая Личность, Он – Тот, кто желает любому человеку – и праведнику, и грешнику, и верующему, и неверующему, – только спасения и вечной жизни (душа человека, в отличие от тела, вечна; тело создано из праха земного, а душа от Бога). Бог может из любой, самой безнадежной ситуации воззвать к Себе человека, но Он ждет и от нас добровольного шага, чтобы мы к Нему пошли, Ему доверились, то есть – поверили. Господь все делает для нашего спасения. Оставляет человеку свободу выбора, ибо человек создан свободной волей, принимает решение он сам – это в нашей человеческой власти. А все, что от человека не зависит, все то дается Богом, ради блага самого человека.

В Евангелии от Иоанна Христос говорит: «Никто не может прийти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня» (Ин.6:44). На основании этих слов некоторые рассуждают: «мол, Господь меня еще пока не призвал, поэтому живу как живу, обхожусь без Христа». Но Бог призывает к Себе каждого, причем, постоянно и разнообразно. Человек может не расслышать с первого раза, со второго, с третьего. Бог это терпит, зовет его в Свое Царство. И пока мы живем на земле, Господь всячески старается направить нас к Себе. Иногда требуются большие усилия с обеих сторон, чтобы встреча состоялась.

Если бы был какой-то гарантированный путь: сделай то и то, и ты точно станешь спасенным, – было бы очень просто. Но в действительности такого рецепта нет. Есть ситуации, когда Бог открывается человеку так явственно, что тот просто не может не увидеть этого. Но, важно иметь в ввиду, Бог так может открыться одному человеку, и он поймет, другой этого же понять не сможет. Тот, кому Бог так открылся, теперь видит, понимает, что Бог – есть, что Он – живой, действующий, любящий. Но его объяснения этого кому-то другому будут непонятны.

Источник: Калужская Митрополия