Главная / Новости / Новости РПЦ /

Митрополит Климент: Пост — время радости

Почему пра­во­слав­ные счи­тают, что пост — это вре­мя радос­ти? Поче­му мы позд­рав­ляем друг друга с пос­том «прият­ным»? Ведь, прохо­дя через дни поста, нас ждут боль­шие огра­ниче­ния, утеснения плоти и духа, воздержание, борьба со своими привычками, исповедание своих грехов священнику, т.е. признания своей неправоты. И при этом пост — это, все-таки, время радости. Нет ли тут противоречия?

Мы понимаем, что речь идет о духовной радости. Но что это значит? Все постовые ограничения даются нам не в наказание, не то чтобы некто, по злой воле, желает нам «насолить», в чем-то ограничивает нас, что-то нам не дает, заставляет себя укорять. Подвиг поста — это делание добровольное и осознанное. Никто не сможет человеку помешать есть мясо в пост, если он очень этого захочет. Поститься или нет, очищать свою душу от греха или угождать страстям, и какую меру иметь поста — человек выбирает для себя сам.

Пост — это возможность больше сил и времени посвятить Богу. Если это делать осознанно, внимательно, то это приносит духовную радость человеку. А время летит стремительно: мы недавно начали поститься, прозвучали слова канона святого Андрея Критского: «душе моя, покайся, что спиши, конец приближается», а уже приблизилась Крестопоклонная неделя — середина поста, а там, не за горами, будет Страстная седмица и Пасха.

Как пройти время поста с пользой для души? Не надо ставить перед собой множество глобальных целей, а лучше обратить внимание на что-то малое, но мешающее жить правильно.

Кто любит много говорить — сдерживайся, кто уделяет много времени развлечениям, например, просматриванию сериалов, — ограничь себя. Воздержись в том, что наиболее досаждает в жизни. Если нам на самом деле, а не в воображении, удастся перебороть хотя бы одну страсть, это уже будет немало. Чтобы дать этому случиться, мы перестраиваем свою жизнь на время поста: отказываемся от развлечений, стараемся свободное время посвятить молитве, чтению Евангелия и размышлению о жизни. Тем более, что Великим постом церковные богослужения особенные.

Сам строй богослужения перестраивается, чтобы помочь человеку отвлечься от привычной жизни. Периодизация Великого поста, посвящение седмиц определенным святым и событиям так настраивают человека, чтобы он прожил это время правильно и с пользой для своей души.

Мы переходим от недели к неделе, что-то вспоминаем, продвигаемся — все это помогает нам держать себя в тонусе. Не то чтобы каждый день было все однообразно и монотонно, а совершается именно движение, ход которого мы знаем: сейчас будет это, потом это, потом к тому надо подготовиться и так далее. Есть план, все пошагово расписано. Как евреи трудно шли в своих пустынях сорок лет, но весь этот срок Господь им помогал, опекал, творил чудеса, чтобы не уныл дух их. Так и нам в пост надо и самостоятельно трудиться над собой, вступать в борьбу со своими страстями, так и непрестанно просить помощи Божией, надеяться на Его благодать и милость.

Итак, главным в нашем постовом переустройстве жизни должен быть упор на храм и на молитву. Если по объективным обстоятельствам сложно чаще бывать в храме, можно дома почитать молитвы текущих служб. Интернет сейчас есть почти у всех, богослужебные тексты доступны, кто хочет, — пожалуйста, находи, читай в любое удобное время, в удобном объеме. Церковь поддерживает наши силы всеми способами, помогает нам проявить усилие ради собственного спасения. То, что сложнее сделать в повседневной жизни, Великим постом — легче. И в этом — радость обновления нашей духовной жизни, которая есть непрестанное общение человека с Богом.

А ограничения в пище, о которых мы зачастую заботимся в первую очередь, это — подспорье, которое помогает нам в нашем духовном делании. Это не главное, а всего лишь средство для научения управлять своими чувствами и желаниями. Но и пренебрегать рекомендованными ограничениями во время поста нельзя. Трудно себе представить человека, который пошел бы на утреню Страстной Пятницы, когда читаются 12 Евангелий Святых Страстей Христовых, наевшись шашлыка или тортика.

Ради чего мы добровольно накладываем на себя постовые ограничения? Есть в Евангелии слова: «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11:12). Особенно актуально они звучат в дни Великого поста, когда начинается сугубая борьба человека со своими страстями, за свое спасение. Придет день, когда мы дадим ответ Господу за всю нашу жизнь. И мы, конечно, будем жаждать доброго ответа о себе на Страшном Суде Господнем. Для этого сама встреча с Христом должна произойти уже в этой жизни.

Пост помогает нам настроить душу на встречу с Господом. Но здесь может возникнуть вопрос, неужели этому могут способствовать такие простые практические вещи, как частое посещение храма, или отказ от мясной пищи, или готовность прочесть побольше молитв. В храмах в первые три дня Страстной седмицы должно прочитываться Евангелие всех четырех евангелистов, по современной практике все Четвероевагелие прочитывается в течение нескольких недель Великого поста в будние дни на часах. Верующие, которые не могут быть на богослужениях в эти дни, Евангелие должны прочитывать дома.

Источник: Калужская Митрополия