Митрополит Климент: Великий пост - время подвига

В понедельник, 27 фев­ра­ля, на­чи­на­ет­ся Ве­ли­кий пост. Он го­то­вит нас к ра­дост­ной встре­че свет­ло­го Празд­ни­ка - Пас­хи Хрис­то­вой. В Цер­кви су­ще­ству­ет доб­рая тра­ди­ция - го­то­вить­ся к важ­ным со­бы­ти­ям пос­том. И чем зна­чи­мей со­бы­тие, ко­то­рое ожи­да­ют ве­ру­ющие, тем стро­же они се­бя ве­дут в пе­ри­од под­го­тов­ки.

Необычным это представляется только на первый взгляд. На самом деле в жизни человека, общества подготовка к любому мероприятию определяется его значимостью. Это понятно, когда дело касается видимого и осязаемого. А как быть с тем, что не вписывается в систему пространственно-временных измерений? Очевидно, что и подготовка должна проходить не в материальной только сфере, но и в духовной.

Что же такое - пост? Это, прежде всего, аскетическое средство. Оно необходимо для внутреннего настроя, для научения воздержанию и контролю своих чувств, мыслей и действий. Если никогда и ни в чем себе не отказывать, то как научиться сдерживать себя в чем-либо? Это просто невозможно. Прежде всего надо помнить, что пост не сводится только к ограничению в пище, иначе он становится диетой.

Святитель Иоанн Златоуст говорит, что пост - это духовно-нравственное делание, а не физическое. Пост потому и является именно духовным и нравственным деланием, что плоды его нематериальны. Научая ограничивать себя, контролировать свои действия и желания, он помогает обрести навык самоконтроля и самообладания, обуздания своего «Я», отказу от самости. По мысли святителя Феофана, самость - есть основа всех грехов. Еще в раю первые люди проявили самость, отказавшись жить в союзе единения с Богом. Задача поста через духовные упражнения развить связь христианина с Богом.

Разумеется, пост имеет различную степень сложности его прохождения. Для начинающих можно пробовать собственные силы в воздержании всего от одного или двух видов пищи и обязательно какое-то время уделять молитве, чтению Евангелия и размышлению о своей жизни, что было сделано не так, противно заповедям Господним. С кем-то поссорились, где-то сказали неправду, кому-то отказали в помощи или не заметили его нужду. Это может быть сын или дочь, и мы не помогли ему в решении важного для ребенка вопроса, а просто отмахнулись от его проблемы, сказав: «Иди поиграй». Может это быть сослуживец или просто случайно встреченный человек. Это мы считаем - «случайная встреча». Нет, Господь его нам послал, чтобы мы помогли, а мы посланника Божьего не заметили. Очень важно Великим постом в конце дня поразмыслить, как мы провели этот день, где поступили неправильно.

Для людей более духовно крепких и имеющих добрый навык поста планка его прохождения выше. Им необходимо исполнять предписания Церкви относительно пищи, а если есть потребности к послаблению, то обязательно обратиться к духовнику или священнику в храме, который посещает данный человек. Такому христианину необходимо контролировать себя на уровне поступков и действий - чаще сдерживать язык, не ругаться; не обижать ближних, избегать ссор и осуждений. Стремиться чтобы было меньше праздного времени, обязательно дома молиться и читать Евангелие и духовную литературу.

Следующим же шагом воздержания, которому наилучшим образом научает пост, является контроль мыслей - не осуждать даже в мыслях, не завидовать, не держать обиду ни на кого, а стремиться постоянно помятовать о Боге. Трудно, но это возможно. Выполнили работу, поблагодарить Бога: «Слава Тебе Господи, что Ты помог мне». Выглянули в окно и увидели блестящий в лучах солнце снег и деревья покрыты как бы белой вуалью, порадоваться красоте и сказать: «Слава Тебе Господи, что Ты сотворил такой прекрасный мир, и я живу в нем». А если кто-то помог нам в делах, то опять обратиться к Богу: «Благодарю Тебя, Господи, что Ты послал мне доброго человека». Христианин должен научиться за все благодарить Бога, и во всем видеть промыслительное Его действие. Пост самое благоприятное для этого время.

Какого уровня бы мы не возложили на себя пост, необходимо понимать, что, воздерживаясь от чего-либо видимого, мы приобретаем гораздо большее в духовном аспекте.

Великий пост отличается от других постов: он считается самым строгим из всех. Это связанно с тем, что, проходя через дни поста, мы встречаем самый радостный праздник - Пасху Господню. Пример подобного воздержания явил нам Сам Спаситель собственным примером, когда, прежде выхода на служение, 40 дней пребывал в пустыне в посте и молитве.

Пост без молитвы не имеет и не может иметь должного результата - духовно‑нравственного изменения человека. Во время поста следует усилить духовные упражнения - молитву, чтение Евангелия и писаний святых отцов, размышления о прожитой жизни, в чем мы не правы перед Богом. Просто воздержание в пище без духовных упражнений это не пост, а голодание, и оно пользы для души человека не принесет.

Во время этого поста особо выделены две недели - седмицы - первая и последняя. Первая седмица строгая потому, что ставит нас на путь прямого шествия к дню Пасхи Господней. Кроме того, она начинается с воспоминания трагедии, произошедшей в Раю с прародителями - их искушением змеем и оставлением небесного жительства. Тогда все человечество в их лице лишилось близости к Богу, это поистине главная трагедия в истории человечества.

Последняя же неделя (седмица) называется Страстной. Она посвящена воспоминанию спасительных страданий Христа в последние дни Его земной жизни.

Как было сказано, Великий пост самый строгий, но независимо, какой бы уровень воцерковленности приступающего к подвигу поста ни был бы, строгость поста должна быть оговорена с духовником или священником, у которого человек исповедуется. Все послабления или усиленные подвиги могут не только не принести пользы, но и навредить.

Должное соблюдение поста не только подготовит нас духовно к должному восприятию праздника Пасхи, но и способствует развитию нравственных и духовных качеств, а значит и самосовершенствованию.

Источник: Калужская Митрополия