Главная / Новости / Новости РПЦ / Митрополит Климент: Дети думают о важном

Митрополит Климент: Дети думают о важном

Детское мышление своеобразное. Вре­ме­на­ми ре­бе­нок иде­али­зи­ру­ет мир, и мно­гие ве­щи, с ко­то­ры­ми он встре­ча­ет­ся в жиз­ни, у не­го вы­зы­ва­ют воп­ро­сы, по­рой столь серь­ез­ные, что не всег­да на них мо­гут отве­тить и ро­ди­те­ли. Пи­са­тель Ми­ха­ил Ды­мов предложил детям задать вопросы Богу. Приведём некоторые из них и поразмышляем над тем, что волнует детей.

Ученик 4 класса Григорий обращается к Богу с таким вопросом: «Христос страдал ради людей. А ради чего страдают люди?»

Человеческие страдания – это последствия грехопадения. Бог сотворил человека добрым и чуждым зла. Преподобный Исаак Сирин отмечает, что человеку было приуготовлено бесконечное количество благ, но поскольку первые люди не послушались Творца, нарушили Его заповедь, зло вошло во внутрь человека. Если раньше человека духовно питал Бог, то послушав диавола, Адам и Ева открыли для него свою душу. Связь с Богом прервалась, а дьявол несет разрушение и страдания. Совесть человека, как голос Божий, сигнализирует о грехе, но человек ее не всегда слушает. Ребенку говорят: «Не касайся горячей сковородки». А он ее хватает, и, в результате, страдает. За совершенные грехи человеку приходится переносить болезни и скорби вместо радости и счастья. По сути, земные страдания – это воспитание души, чтобы она не увлекалась тем, чем не надо. Мы знаем, курение приводит к разным болезням, – раку, инфаркту, инсульту, развивает астму. Алкоголь разрушает печень и т.д.

Чтобы избежать этих страданий, надо выполнять данные Богом заповеди. Заповеди – это не ограничения, а указания, наподобие знаков дорожного движения. Они говорят, как человек должен поступать.

Сами же болезни и страдания это напоминание человеку о том, что он призван быть в союзе с Богом, потому что Бог источник жизни. А поэтому переносить их надо с терпением.

Апостол Иаков даже говорит, когда приходят искушения, надо принимать их «с великой радостью» (Иак.1:2). О чём же радоваться, если это нам – бичи, наказание? Именно о том, что благодаря скорбям и искушениям мы видим себя, какие мы есть на самом деле, мы познаем свою немощь. При болезнях люди всегда обращаются к Богу, чтобы Он помог выздороветь.

Есть еще понимание страданий и болезней. Если их давно у человека не было, это означает, что Бог его оставил. Но мы должны помнить, что Бог никого не оставляет. Он видит, что человеку сейчас полезно пройти этот путь испытаний. Врачи же тоже кого-то срочно кладут на операционный стол, а кого-то отправляют на курорт. И в первом случае лечат, и во втором поправляют здоровье. Мы часто завидуем друг другу в житейских ситуациях. Особенно, если на одного человека сыпется как из решета большое количество проблем и неприятностей, а у другого как будто его «на курорт» отправляют.

Но завидовать, глядя на его как будто успешную красивую жизнь, – абсурдно. Это всё равно, как человек, у которого болит рука, будет завидовать тому, у кого болит нога. Никто не знает обстоятельств жизни другого, его внутренних помышлений, наконец, будущее этого человека, которое может быть весьма скорбным.

Мы не понимаем, почему в нашей жизни все так происходит. Почему с нами Господь постоянно работает, лечит нас от зависти и других страстей страданиями. Задача человека – принять обстоятельства своей жизни и постараться действовать в них согласно Евангельским заповедям. Это сложно, но это единственно правильный ход жизни.

Резюмируя сказанное, на поставленный вопрос можно ответить следующим образом: люди страдают по той причине, чтобы несмотря на то, что мы согрешаем, в конечном итоге обрести вечность со Христом. Страдания помогают нам очиститься от греха и побороть в себе самость. В болезнях человек видит свою немощь.

Более глубокие размышления у второклассника Кости, и он у Бога спрашивает: «Для чего нужна жизнь? А если она нужна, зачем тогда люди умирают?»

Если перефразировать этот вопрос, то его можно сформулировать следующим образом: для чего был создан этот мир и человек?

Ответ на этот вопрос один: Господь всё создал только для того, чтобы все существа были причастны Его Божественной Любви. Большинство из нас сейчас этого не видят. Но когда-то, обязательно, увидят все. И главное, чтобы не просто увидеть, а еще стать причастным этой вечной райской жизни. Не уподобиться участи богача, который после смерти попал в ад, жестоко там страдал в своей новой посмертной реальности и, подняв глаза кверху, увидел нищего Лазаря, который когда-то лежал у дверей его дома, пораженный болезнью. Тогда богач его страданий не замечал, а находясь в аду, он увидел Лазаря вместе с Авраамом и другими праведниками. Те пребывали в блаженстве, предвкушая встречи со Христом. Богач же претерпевал страдания, потому что во время земной жизни был совершенно чужд Бога.

Что касается второй части вопроса: «зачем тогда люди умирают?» Человек создан для вечной жизни, и душа у нас вечна. Земная жизнь завершается только смертью тела, а душа переходит к Богу. Душа остается жить дальше и ожидает воскресения тела, которое произойдет во Второе пришествие Христа. Тогда каждый услышит окончательный приговор. Одни, кто жил правильно в этой жизни наследуют жизнь вечную, а грешники будут обречены на вечные муки. Если нам предстоит жизнь вечная, то это значит, что мы не умираем. Вернее, умираем телом. Врата смерти преодолеют все: и праведники, и грешники. А вот судьба за чертой земной жизни у каждого разная.

Можно сказать, я не ворую, не убиваю, и нет у меня смертных грехов, так что на все остальное можно не обращать большого внимания, мол, всё равно воскреснем? Нет, такое рассуждение ошибочно. Смерть земную надо воспринимать как экзамен. Мы отвечать будем Богу на вопрос – как прожили земную жизнь? Господь будет нас испытывать, и люди праведные не только не боялись смерти, но с радостью ее встречали. Апостол Павел говорит: «Для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение» (Фил. 1:12). В другом месте он писал: «имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше», чем земная жизнь (Фил. 1:23).

Многие святые желали поскорее перейти в вечность, к Христу. Была, например, такая история в жизни преподобного старца Иосифа Оптинского. Он сильно болел и уже готовился к смерти, хотел перехода в вечность. Но ему явилась Сама Божия Матерь и попросила потерпеть ещё земную жизнь, потому что старец был тут очень нужен другим людям. После этого видения старец Иосиф выздоровел, еще много лет жил и трудился на благо ближним.

Мы такого устроения, как у святых, не имеем. Мы хотим тут, на земле, как можно дольше пожить, получать удовольствие и страшимся перехода из этого мира. Это происходит по тому, что мы не знаем, что – там, в вечности. Здесь, на земле, мы всё освоили практически, всё нам тут знакомо, пусть в жизни и встречаются трудности, мы к ним привыкли. А что там, после смерти – нам известно только теоретически.

А святые уже прозревают, что будет – там. Они подготовлены к вечности, потому что готовят себя к ней на протяжении всей жизни. Не просто теоретически они что-то знают о вечности, а та, иная реальность приоткрывается им в их опыте молитвы, аскетического труда, трезвения, борьбы со своими страстями. Поэтому они уже готовы предпочесть ту реальность, а не нынешнюю, земную.

Источник: Калужская Митрополия