О поклонах при Богослужении

Устав о поклонах и крестном знамении за богослужением для мирян и неслужащего духовенства

Устав Православной Церкви предписывает определённые правила выражения молитвенного состояния христианина за общественным богослужением и в частной молитве. Таким выражением христианской молитвы служат совершение крестного знамения, различные поклоны, лобызание святыни и т. п.

При индивидуальной (совершаемой наедине) молитве христианин свободен употреблять тот или иной внешний знак, побуждаемый к тому личным религиозным чувством и состоянием души в данный момент. Но поведение молящегося за общественным богослужением строго определяется церковным Уставом, который служит не только законом совершения службы и внешнего поведения в храме, но и правилом воспитания внутренней духовной дисциплины христианина.

Креститься без поклонов полагается:

  • В начале и при окончании чтения Св. Писания – Евангелия, Апостола, паремий;
  • В середине шестопсалмия при словах «аллилуиа»;
  • При чтении и пении Символа веры при словах: «Верую ...»«И во Единого Господа Иисуса Христа ...», «И в Духа Святаго ...»;
  • На отпусте при словах: «Христос истинный Бог наш ...», при поминовении празднуемых святых;
  • Допускается совершение крестного знамения без поклонов на Трисвятом в начале утрени, по великом славословии и на литургии, а также при словах «Силою Честнаго и Животворящего Креста», на прошении литии «Спаси Боже ...» и отпусте.
Креститься с поясным поклоном полагается:
  • При входе в храм и при выходе из него 3 раза;
  • При каждом прошении ектеньи;
  • При возгласе священника или чтеца, воздающего славу Святой Троице, и других возглашениях священника по окончании ектеньи и особых, как например: «Слава Тебе, показавшему нам свет»;
  • На Литургии при возгласах: «Станем добре, станем со страхом ...», «Победную песнь поюще ...», «Приимите, ядите ...», «Пийте от нея вси ...», «Твоя от Твоих ...»;
  • При окончании Символа веры на словах: «и жизни будущаго века. Аминь»;
  • При чтении и пении слов «Приидите поклонимся ...», «Святый Боже ...», «Аллилуиа»;
  • По окончании пения стихиры, тропаря или псалма;
  • При произнесении имени Пресвятой Богородицы, на прошении «Спаси, Боже ...»;
  • На каноне от 1 до 9 песней при каждом первом взывании ко Господу, Божией Матери или святым;
  • При пении на утрени Песни Богородицы при словах «Честнейшую ...» и по «... величаем»;
  • При произнесении возгласа «Слава Тебе, Христе Боже ...» и последнего перед отпустом;
  • При окончании отпуста;
  • При возгласах: «Господу помолимся» или «Ко святому ... помолимся», предваряющих какое-либо особое моление, в частности, молитву на молебнах;
  • При прохождении через церковь всякий раз следует остановиться напротив Царских врат и совершить неспешно крестное знамение и поклон.
Креститься с земным поклоном
  • При входе и выходе из алтаря триады;
  • На Литургии при возгласе «Благодарим Господа», при окончании песни «Тебе поем ...», после возгласа «И сподоби нас, Владыко ...»;
  • При первом и втором явлении Святых Даров;
  • Кроме того, Устав не возбраняет совершить поклон при возгласе «Святая Святым».
В дни Великого постамногие поясные поклоны заменяются земными:
  • При входе и выходе из храма;
  • На славах при чтении кафизмы – три поклона;
  • На каждом припеве Песни Богородицы;
  • На «Достойно ...»;
  • На великом повечерии при возглашениях «Пресвятая Владычице Богородице ...» и других;
  • На вечерне и часах при пении тропаря;
  • На Изобразительных при пении «Помяни нас, Владыко ...» – три поклона;
  • На молитве св.Ефрема Сирина 3 земных, 12 поясных с молитвой «Боже, очисти мя грешного» и 1 земной.

При лобызании святыни

Положено совершить крестное знамение с поклоном дважды, легко приложиться устами (есть также обычай прикасаться к святыне после лобызания челом), после чего совершается ещё одно крестное знамение с поклоном.

Креститься не положено

Во время чтения или пения псалмов и стихир или тропарей вообще во время пения; во время ектеньи при пении «Господи, помилуй» тому клиросу, который поёт.

Поклонение головы

Предписывается уставом во время чтения Св. Евангелия за богослужением и на Великом входе.

Поясной поклон без крестного знамения полагается:

  • При словах «Мир всем»;
  • При словах «Благословение Господне на вас ...»;
  • При словах «Благодать Господа нашего ... буди со всеми вами»;
  • При словах «И да будут милости Великого Бога ... со всеми вами»;
  • При словах диакона «и во веки веков» (после «Яко свят еси ...»);
  • При словах священника «вас и всех православных христиан да помянет Господь Бог во Царствии Своем ...»;

Преклонение до земли без крестного знамения

Установлено Великим постом при возгласах «Свет Христов ...» и при перенесении Святых Даров во время пения «Ныне силы небесные».

Стояние на коленях

Установлено только при чтении особых молитв, предваряемых возгласом «преклонше колена ... помолимся», а также Великим постом при пении «Да исправится ...»

По Уставу не положено совершать поклонов

(Но допускается совершение их как выражение благоговения к святыне или молитвенного настроения молящегося при одиночной молитве) в дни воскресные, от предпразднства Рождества Христова до Крещения, от утрени четверга Страстной седмицы до вечерни Пятидесятницы, в двунадесятые праздники (кроме праздника Воздвижения Креста Господня, когда совершается общее поклонение Честному Кресту), а также в дни Причащения Святых Таин. Поклоны прекращаются от вечернего входа на всенощном бдении под праздник до «Сподоби, Господи» на вечерне в самый день праздника.

Церковный обычай не возбраняет мирянам и священнослужителям, если только это не нарушает единообразия поведения молящихся в храме, совершать крестное знамение и поклоны для выражения своего молитвенного усердия при произнесении особо молитвенных воззваний в стихирах, тропарях, псалмах, молитвах. Также допускается при тех же условиях коленопреклонение в особо молитвенные моменты богослужения, как например: Песнь Богородицы, Великое славословие, Херувимская песнь, «Тебе поем ...» и молитвы на молебнах.

При выражении своего молитвенного настроения каждый должен всегда помнить наставление св. апостола Павла о поведении молящихся в церкви: «Вся же благообразно и по чину да бывают» (1 Кор. 14:40), а также слова Св. Евангелия (Мф. 6:5) и пример фарисея молящегося (Лк. 18:11).

Источник: Пензенский Троицкий монастырь