Главная / Новости / Новости РПЦ / Митрополит Климент: Цифровая деменция

Митрополит Климент: Цифровая деменция

25 июня этого го­да те­ле­ка­нал Рос­сия 1 на плат­фор­ме ВКон­так­те раз­мес­тил ко­рот­кий ви­део­ро­лик о вре­де чрез­мер­но­го ис­поль­зо­ва­ния гад­же­тов. Вот ос­нов­ные те­зи­сы это­го ма­те­ри­ала: 50% лю­дей да­же не пы­та­ют­ся вспом­нить прос­тей­шие фак­ты, сра­зу хва­та­ют­ся за ин­тер­нет; 30% мгно­вен­но за­бы­ва­ют то, что толь­ко что про­чи­та­ли в се­ти.

Это яв­ле­ние по­лу­чи­ло жут­кое наз­ва­ние — «цифровая деменция». Это не просто лень, а меняется структура головного мозга человека. Ухудшаются зрение и память, не формируются новые связи между нейронами.

Тревогу бьют не только на телеканале Россия 1. Об этом говорят ученые по всему миру. Думаю, многие знают, что легендарный основатель компании Apple Стив Джобс ограничивал своим собственным детям использование гаджетов, заменяя их живым общением. Например, в 2010 году журналист Нью-Йорк Таймс задал С. Джобсу такой вопрос: «Наверное, ваши дети очень любят iPad?» И получил ответ: «Они его не используют, мы ограничиваем технологии дома». Кто-кто, а пионер эры информационных технологий, подаривший человечеству функциональные iPhone и iPad, понимал всю глубину воздействия новейших гаджетов на развитие, физическую форму и даже на мировосприятие не только ребенка, но и взрослого человека.

В видеоролике Телеканала Россия 1 приводятся слова 10-летней девочки, никогда не расстающейся с умной колонкой: «Если бы вообще гаджетов не было, было бы очень страшно и очень необычно». Так и хочется воскликнуть – «Бедный ребенок!» Особенно людям старшего поколения, первую часть своей жизни проведших бед всяких «умных» колонок, пылесосов, холодильников, вообще без компьютеров и без смартфонов. Зато познавших радость настоящего общения, катания на коньках и лыжах, ныряния в речке возле дома, веселой возни с дворовым псом, а также удовлетворенности от успешно сданного экзамена по алгебре или русской литературе без использования ChatGPT или Al-ассистента Алисы. Что само по себе предполагает активную работу головного мозга и укрепление памяти. Да и вообще, люди возраста 50+ до сих пор с легкостью (не все, конечно, но большинство) смогут вам прочесть хотя бы маленький отрывок из стихотворения Н. А. Некрасова или Ф. И. Тютчева. Почему? Потому что заучивание стихов наизусть входило в школьную программу. И сегодня можно встретить возрастных пенсионеров от 80-ти лет и старше, кто с легкостью может умножить или разделить в уме трехзначные цифры. Подавляющему же большинству 20-30-летних это не под силу.

Нет, никто не призывает прямо сейчас отказаться от всех цифровых технологий и интернета! Это удобно, быстро, экономично. Но во всем должна быть «золотая середина». Как сказал один из комментаторов под видеороликом Телеканала Россия 1: «Стоит только на пару часов выключить электричество. Везде. Даже страшно представить, какой начнется хаос. И вот тогда нашим «деткам» будет очень тяжело... Посмотрим, как гаджеты их накормят или элементарно, найдут пару носок в шкафу…» Отсюда вывод: обязательно надо заниматься всем, и детям, и взрослым, гимнастикой не только физической, но и умственной – стараться запоминать номера телефонов, учить стихи наизусть, читать молитвы по молитвослову, не хвататься при первом же случае за телефон, а «включить мозг» и постараться вспомнить необходимую информацию самим. Хотя бы в течение 5 минут. Больше читать, в конце концов! Это же так здо́рово – быть знакомым с содержанием классических произведений, житие своего святого или историю храма не из ChatGPT, а из первоисточника. Прочитать главу Евангелия, соприкоснуться с языковой культурой XIX века в произведениях А.С. Пушкина, Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского. И не только с языком, но и с описаниями быта, традиций того времени, взглядов и обычаев.

Почему детям (а сначала взрослым с детьми) нужно обязательно читать бумажные книги? Потому что от этого развивается память, расширяется кругозор, приобретаются новые знания, обогащается речь (отнюдь не сленгом в роде «вайб на конфе был лайтовый» или «полный зашквар» и т. п.). Хорошие произведения формируют хороший читательский вкус. Человек, выросший на достойной литературе, сам не хочет читать и смотреть ерунду (что-то сомнительное, вредное, пустое, низкопробное). Представление о норме закладывается в детстве. Если ребенок растет с книгой, у него будет сформирована потребность в чтении. Чтение развивает воображение, заставляет задуматься, делает доступным для нас опыт многих поколений, пробуждает и развивает в ребенке творческое начало. Как происходит первая проба пера? После мысли: «Я тоже попробую написать». Обратите внимание на слово «тоже». Тому, кто не был читателем, как захотеть стать писателем? И пусть поэтом или прозаиком станет далеко не каждый, сама работа над собственным текстом развивает растущего человека.

Чтение книг развивает умение работать с текстом, видеть главное, находить нужное, возвращаться к тому, что вызывает особый отклик. У читающего человека есть целая цепочка ассоциаций между разными произведениями, он может выделить понравившегося ему автора. Его духовный мир богаче, он воспринимает литературу в большей полноте, чем тот, кто читает мало.

Книга – это еще и связь поколений и объединяет семью. Выросший ребенок рассказывает своим детям ‑ такую книжку в детстве очень любила ему читать мама, а вот ту – папа. И они, прочитав эти книжки, с удовольствием обмениваются мнениями с родителями о своих впечатлениях. Вероятно, найдется что-то любимое в мире детских книг и у дедушек, и у бабушек. Литература – это разговоры о важном. Обсуждение прочитанного в семье сближает ее, устраняет разрыв поколений.

Сначала читают взрослые ребенку, а он слушает. Это замечательная привычка, это время, которое тратится с пользой, время, которого ребенок ждет и будет вспоминать и много лет спустя.

Я слышал, что некоторые родители, используя возможности современных технологий, «заказывают» нейросети сочинить что-то для своего ребенка и прочитать ему. Любит малыш про попугайчика, какие-то определенные сюжеты – надо всего лишь сделать запрос, и интеллектуальная машина придумает все, прочитает и расскажет. А родной папа (или мама, няня)? Они поблизости сидят, погруженные в свои гаджеты. Когда мы читаем ребенку Евангелие, жития святых, произведения детской литературы, созданные за несколько веков, мы приобщаем его с ранних лет к миру веры, культуры, открываем перед ним сокровищницу человеческой мысли, помогаем наладить связь с нашими историческими корнями, создаем точки соприкосновения в будущем, формируем его вкус, помогаем освоить то, что было создано до него.

Когда мы по просьбе ребенка сочиняем для него сказки и рассказываем их или сначала записываем, а потом уже готовые ему читаем, это особый мир малыша и взрослого, где есть место важному: любви, вниманию друг к другу, творчеству, обсуждению и решению в такой форме вопросов, задач, которые ставит жизнь, с самого раннего возраста. Это голос бабушки или дедушки, папы, мамы… Тембр голоса остается в памяти ребенка навсегда, он его не перепутает ни с чьим. Разве может это заменить так называемый искусственный интеллект, который просто сгенерировал текст? В этом нет приобщения к подлинной многовековой культуре, нет близости с родным человеком. Нет общения человека с человеком. Нажал на кнопку – получил готовое. Нет труда, вдохновения, творчества, сердечного тепла.

В отдельных семьях традиция семейного чтения существует долгие годы, ее поддерживают в любом возрасте. Но есть семьи, где считают, что каждому удобнее быть «самостоятельным» читателем. А прочитанное затем обсуждать. В таких ситуациях важно, чтобы ребенок остался читателем, а не просто слушателем и потребителем контента. Мы живем в эпоху скоростей. Все спешат, бегут, времени всем не хватает. И так соблазнительно ввести запрос в поисковик и ответ готов. Нельзя все искать «по кнопке». Человек должен уметь сам исследовать вопросы, а не надеяться, что это сделает умное устройство. Современный человек должен понимать первичность и вторичность источников информации. К примеру, в Википедии встречается масса ошибок, неточностей и даже спорных мнений. Серьезный историк или журналист не станет всецело полагаться на викиисточники, а обязательно воспользуется услугами библиотеки, архивов, а потом уже официальных сайтов. Это развивает критическое мышление, умение анализировать.

Важно, чтобы наши юные не утратили способность жить без гаджетов, чтобы отключение электричества или интернета, поломка ноутбука или потеря телефона не приводили к состоянию, похожему на паническую атаку, к «смертельному» страху, скуке, полной потерянности.

Мозг должен работать у человека. Должна идти мыслительная деятельность, появляться новые знания, умения, навыки, независимые от наличия или отсутствия планшета или телефона под рукой.

Важно, чтобы с раннего возраста дети начинали учить, запоминать хорошие стихи. Сначала совсем простенькие, вроде «Идет бычок, качается, вздыхает на ходу: Ох, доска кончается, сейчас я упаду!». Потом ту часть русской классики, которая уже традиционно входит в детское и юношеское чтение. Затем русскую лирику в целом, лучшие образцы современной поэзии.

Память у детей разная. Кто-то, еще не умея читать, довольно быстро запоминает целые сказки в стихах или по-настоящему длинные стихотворения и уверенно без запинки их рассказывает. Кому-то это дается сложнее, но зато он с увлечением может рисовать или что-то лепить из пластилина. Это тоже развивает головной мозг. Способность первых надо развивать через чтение лучших произведений, но и вторые нуждаются в помощи: надо учить с ними сначала очень небольшие, легкие для заучивания стишки, и делать это постоянно. Если этим заниматься, память станет лучше.

Пусть наши дети читают, учатся грамотно и продуктивно работать с книгой, запоминают наизусть стихи, пишут сами. Это самым наилучшим образом скажется на их развитии. И еще очень было бы неплохо читать жития святых, там много поучительного, высокоморального, так необходимо отделяющего от сегодняшнего моря пошлости, культа потребления, поверхностного отношения к жизни. «Ибо презирающий мудрость и наставление несчастен, и надежда их суетна, и труды бесплодны, и дела их непотребны» (Прем. 3: 11).

Источник: Калужская Митрополия