Праздник праздников

5 мая право­славные верующие отметят Светлое Христово Воск­ре­се­ние.

Откуда появились пасхальные обычаи, почему нельзя в этот день ходить на кладбище и как с Пасхой связан православный женский день? С этими вопросами мы обратились к иерею Даниилу Салищеву, клирику калужского храма Покрова Пресвятой Богородицы на рву, проректору по научно-богословской работе Калужской Духовной семинарии, кандидату теологических наук.

– Пасха – главный праздник для православного человека. Батюшка, расскажите, почему его называют «праздников праздник и торжество из торжеств»?

– Пасха для нас действительно является ключевым событием. В ней раскрывается весь смысл человеческой жизни. Воскресение Христа даёт нам веру в то, что когда-нибудь в свой черёд воскреснем и все мы. Поэтому Пасха для нас – это торжество жизни и победа над смертью. Она – краеугольный камень нашего спасения.

– На этот торжественный праздник принято красить яйца, печь ароматные куличи и делать творожные пасхи. Откуда же взялась эта традиция?

– Возможно, прозвучит немного странно из уст священника, но позволю себе сказать, что традиции эти изначально христианскими не являлись. Конечно, сегодня без крашеных яиц и другой снеди праздник Пасхи для нас не мыслим. Но на самом деле люди начали делать это задолго до появления христианства.

– А как же история про Марию Магдалину, которая пришла к императору Тиберию и сказала ему «Христос воскресе!», яйцо в её руке из белого стало красным? Многие считают, что традиция красить яйца пошла именно от этого случая.

– Доподлинно такой факт нигде не зафиксирован. Эту историю мы считаем благочестивым преданием, относящимся к апокрифам. Это чудо могло быть, а могло и не быть, точно нельзя сказать. Да это и не так важно. Главное, что Христос воскрес, об этом мы знаем точно, в том числе из небиблейских источников. Я всегда стараюсь акцентировать внимание своих студентов на том, что православие – это религия не про благочестивые предания и всевозможные чудеса, что в погоне за всякими сверхъестественными явлениями мы можем потерять суть нашей веры.

Яйцо – это символ жизни. Известно, что традиция расписывать яйца присутствовала и в дохристианских культурах. Например, в некоторых племенах Африки было принято украшать страусиные яйца.

И даже на Руси язычники красили яйца на праздник солнца. Христианство поступило с этим языческим прошлым точно так же, как поступало часто с другими народными рудиментами. Оно не стало их отвергать, но наполнило новым содержанием. И сегодня пасхальные угощения ассоциируются у нас только с Христовым Воскресением.

– Я знаю, что большинство верующих не выбрасывают скорлупки от освящённых яиц в мусорную корзину, а закапывают их или сжигают, чтобы не осквернить освящённую еду. Это правильно?

– Важно понимать, что освящение в храме куличей, яиц на Пасху или яблок на Преображение не делает эту пищу святыней. Огрызки и скорлупу можно спокойно утилизировать вместе с бытовыми отходами, в этом нет ничего кощунственного. Мы освящаем на Пасху нашу трапезу в знак того, что закончился Великий пост и эта пища благословляется для нашего употребления, но особой благодати в ней от этого не прибавляется. Если есть желание получить Божью благодать на Пасху, то лучше всего прийти в храм на службу, исповедаться и причаститься. Однако отмечу: те, кто привык остатки освящённой пищи сжигать или закапывать, вполне могут делать так, как им удобно, в этом ничего плохого нет.

– По сложившейся традиции многие на Пасху идут на кладбище. Почему церковь не одобряет этот обычай?

– Посещение кладбищ на Пасху – порождение советского прошлого. В то время целенаправленно старались отвлечь людей от храма и переключить их внимание на вещи околоцерковные, но с верой напрямую не связанные. Люди привыкли на Пасху ходить в храм. Чтобы эту привычку отбить, нужно храмы закрыть, а людям предложить альтернативное место. Им стало кладбище. Постепенно эта традиция вошла в народный обиход, обросла суевериями, укоренилась, а голос Церкви был заглушён. Сегодня храмы у нас открыты, Пасху праздновать никто не запрещает. Христиане радуются о Воскресшем Христе, празднуют победу над смертью. Всю светлую седмицу заупокойные службы не совершаются. И на кладбище православные люди в эти дни не ходят. Для поминовения умерших в церковном календаре отведены специальные дни. Например, во вторник второй недели после Пасхи будет день под народным названием «Радоница», когда совершается заупокойное богослужение пасхальным чином. И в этот день после службы уместно посетить могилы родных на кладбище.

– В течение недели после Пасхи, придя в храм, мы можем увидеть там необычный хлеб круглой формы – артос. Расскажите о нём подробнее.

– На пасхальной службе этот хлеб выносят на видное место перед Царскими вратами. Всю неделю с ним совершают крестные ходы вокруг храмов, а в субботу на утренней службе его освящают и раздают всем верующим. Как и любой другой хлеб в Библии или церковном обиходе, артос символизирует собой Христа, напоминает людям о присутствии Спасителя в нашей земной жизни, а также о Пасхе. Светлый праздник пройдёт, а засушенные кусочки этого хлеба останутся, и в течение года их можно есть и вспоминать Пасху.

– Празднование Пасхи продолжается 40 дней, именно столько пребывал Христос с учениками после Своего Воскресения. В третий воскресный день после Пасхи наша Церковь прославляет подвиг святых жен-мироносиц. Как следует отмечать этот православный «женский день»? Можно ли считать, что для православных этот праздник альтернативен 8 Марта?

– Мироносицы – это женщины, которые пришли ко гробу Христа, чтобы, по обычаю, помазать его тело благовонными маслами. Они первыми увидели, что Спаситель воскрес, и провозгласили об этом всем ученикам. Праздник в их честь древний и был в Церкви всегда. Но восприятие его как православной альтернативы 8 Марта – идея относительно новая. Она появилась тогда же, когда стал отмечаться сам праздник Международного женского дня. Православным не понравилось, что он посвящён борьбе женщин за особые права, которые в христианстве никто не отбирал и не ущемлял, и к тому же он часто выпадает на Великий пост, что тоже верующим неудобно. Поэтому был придуман свой женский день, и им стал праздник святых жён-мироносиц. Лично я не вижу в этом ничего плохого, как собственно и в 8 Марта, если очистить его от феминистской нагрузки и отмечать, не нарушая великопостного устава. Пусть у наших женщин будет целых два праздника в году!

– В завершение нашей беседы хочется ещё затронуть тему верб. В преддверии Пасхи православные отметили Вход Господень в Иерусалим. Его еще называют Вербное воскресенье. Почему мы освящаем вербы?

– Ветви вербы используют для украшения храма в праздник Входа Господня в Иерусалим. Верующие освящают их и украшают ими свои дома. Мы используем именно вербу, потому что это первое дерево, которое зацветает после зимы в нашей местности. На самом деле на этот праздник можно прийти с любыми цветами. Христа в Иерусалиме встречали вообще с пальмовыми ветвями. Поскольку пальм у нас нет, мы встречаем его каждый год с вербами. Когда мы принесём освящённые вербы в свои дома, когда они постоят у нас и уже потеряют свой красивый вид, их не следует выбрасывать в мусорную корзину.

– Батюшка, но ведь это разнится с вашими словами о выкидывании остатков освящённой пищи.

– Да, верно. В отличие от куличей и яиц, верба принимает участие в богослужении.

Мы заносим её в алтарь, выходим с ней на проповедь, она украшает киот на иконе праздника, мы освящаем ещё особым чином. Верба – украшение службы. Поэтому выбросить ее в мусорное ведро мы не можем. Ветви лучше сжечь или положить в землю.

Желаю всем – и постившимся, и не постившимся – с духовной радостью встретить воскресшего Христа!

Источник: Калужская Митрополия