Митрополит Климент: О Боге Троице

Бог не просто Един, Он — Троица. Нам об этом поведал Господь Иисус Христос, когда пришел на землю. Но для чего Он дал нам это знание? Как оно может поменять конкретную жизнь конкретного верующего человека?

Ветхозаветному еврейскому народу не было открыто, что Бог — Троица. Люди знали только то, что Бог — Един и нет никаких иных богов, кроме Бога Единого и Истинного. Ему и молились. Кому конкретно? Богу Отцу? Сыну? Духу? Молились всей Святой Троице. Хотя еще и не различали Божественных Ипостасей Отца, Сына и Святого Духа. Ветхий Завет, говорит святой Григорий Богослов, проповедовал людям Отца, и не с такой ясностью Сына. Новый Завет открыл людям Сына.

Именно Сын Божий, сошедший с Неба, открывает людям, что Бог — Триипостасен: Бог-Отец вечно рождает Сына, Бог-Сын — вечно Рождающийся от Отца. Бог-Святой Дух — вечно от Отца исходящий. Святой Иоанн Дамаскин пишет, что разница между рождением и исхождением есть, а в чем она заключается — нам неведомо. Тайна внутриличностных отношений Святой Троицы нам только приоткрыта, чтобы мы узнали, что Три Лица Троицы — не отдельные боги, существующие сами по себе, независимо друг от друга.

Напротив, между Лицами Троицы существует глубокая связь и единство. «Кровное родство», как сказали бы мы нашим человеческим языком, — то есть самые близкие, самые доверенные отношения, устроенные на любви. Но выражение «кровное родство» мы не можем применить по отношению к Богу не только потому, что Бог — нематериален. Есть тому и еще более существенная причина: единство Лиц Святой Троицы гораздо больше и глубже, чем «кровное родство».

Господь нам открывает главное о Божественном единстве: Лица Святой Троицы пребывают в абсолютной любви Друг к Другу. Каждая Божественная Ипостась воспринимает Другого как самого Себя. И Каждая готова жертвовать всем ради любви к Другому. Это знание о Боге нам дано с практической целью и должно быть руководством к действию. Потому что и нас, людей, Бог призывает воспринимать ближнего как самого себя и возлюбить ближнего как самого себя.

Для Бога это — реальность отношений в Любви, которая может быть только такой. Но для нас, после грехопадения, это — очень трудный путь. В «Лествице» святого Иоанна Лествичника говорится о том, как правильно следовать по пути христианских добродетелей, и любовь там — самая последняя ступень. Чтобы ее достигнуть, надо пройти все остальные. Это непросто, но необходимо, потому что главная заповедь, которую дал нам Господь — это двуединая заповедь о любви к Богу и человеку: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же, подобная ей: возлюби ближнего твоего как самого себя» (Мф.22:37-39). Бог дал нам жизнь для реализации этой заповеди. Без этого любые другие достижения человека не имеют смысла. Если я «знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто» (1Кор. 13:2). Бог Троица постоянно подает человеку Свою помощь на этом пути.

Ради этого Бог Отец благословляет Своего Сына стать Человеком. Пройти земной путь и выполнить ту задачу, которая не удалась первому Адаму — привести к обожению (соединению с Богом) и собственную человеческую природу, и весь мир, который Бог дал в управление Адаму.

Из Лиц Святой Троицы нам более близок и понятен образ Господа Иисуса Христа. Ведь именно Он родился от земной Девы и жил на земле как Человек. Именно Он претерпел в Своей земной жизни все, что терпят люди — голод, жажду, усталость, непонимание, скорби, страдания, наконец, страшную смерть ради людей. В Евангелии мы большей частью читаем о Христе, о Его деяниях и учении. Христиане молятся Иисусовой молитвой и к Богу-Отцу обращаются с молитвой, которую дал Иисус Христос Своим ученикам: «Отче наш». Именно Христос после своей смерти разрушил ад и открыл нам Царство Небесное. И именно Сын Божий, ставший Богочеловеком Иисусом Христом, открывает нам Отца и Святого Духа. Только через Христа, Сына Божия, мы можем познать Отца и Духа. «Никто не приходит к Отцу, как только через Меня», — говорит Господь (Ин. 14:6).

Господь Иисус Христос — это Бог Откровения. Явленный миру Бог. Бог являлся и в ветхозаветные времена, до воплощения и пришествия на землю Сына Божия. И даже эти ветхозаветные явления Бога (теофании) — это явления Сына Божия. К примеру, когда пророк Моисей беседовал с Богом, просил Его показать Лице Свое, — пророк беседовал не с Богом Отцом, а с Сыном Божиим. Так же и пророк Илия и другие пророки получали откровения от Сына Божия.

Ныне же, продолжает свою мысль святой Григорий Богослов, Дух Святой дарует нам, христианам, наиболее ясное о Себе познание. Это часть промысла Бога-Троицы о спасении мира. Во времена земной жизни Христа о Духе Святом никто не знал. Апостол Иоанн Богослов пишет, что не было неверующих в Духа Святого, потому что Христос еще не был прославлен (см. Ин. 7:39). В самом конце, уже перед Своими страданиями и Крестной смертью, Христос стал говорить ученикам о Святом Духе. О том, что придет Утешитель и напомнит им все, о чем учил Христос (см. Ин. 16: 13-14).

Дух Святой являет Себя миру уже после Вознесения Христа на Небо, в день Пятидесятницы. Дух Святой пребывает в Церкви. Соответственно, Ему приобщаются те, кто пребывает в Церкви.

Разве только в Церкви пребывает Дух Святой? Ведь Дух дышит, где хочет (см. Ин. 3:8)? Конечно, Он действует во всем мире, непостижимым для нас образом, но полнота Его Откровения доступна только в Церкви, потому что в день Пятидесятницы Дух Святой сошел именно на членов Церкви. Поэтому именно в Церкви происходит передача Духа Святого. Святой Дух всегда действует в мире разнообразно, созидательно и индивидуально, подавая каждому то, что ему необходимо для спасения.

Источник: Калужская Митрополия