Митрополит Климент: Великий пост. Как нам обустроить свою жизнь
Вспоминается история из жизни старца Фаддея Витовницкого. Однажды, когда молился, ему воочию явился дьявол. Он встал между подвижником и его иконами. Отец Фаддей очень испугался, стал осенять крестом и себя, и нечистого, чтобы тот сгинул. Но дьявол сказал, что не боится крестного знамения. Старец стал громко произносить молитву, на что дьявол ему заявил, что и слов молитвы он не боится. И тогда отец Фаддей услышал спасительный голос в душе: «Если от всего сердца будешь молиться и каяться, он уйдет». Дьявол оказывается боится не креста и слов молитвы, а сердечного обращения человека к Богу. Подвижник запомнил этот случай на всю свою жизнь.
Мы знаем, что путь к Христу пролегает через исполнение заповедей. Практически все Евангелие — это и есть заповеди — то, что нам заповедано от Бога к исполнению. Заповедей много — это не только девять блаженств, которые перечислены в Евангелии от Матфея (Мф. 5: 3-11). Это все слова Христа, Его учение, Его поступки, как Господь относился к тем или иным событиям, к людям, все это — заповеди. И наша задача — их изучать и реализовывать в своей практической жизни.Для этого надо постоянно сверять свою жизнь с Евангелием, чтобы выравнивать ее по заповедям Божиим. Что это означает на практике? К примеру, страдает человек страстью зависти. Он не хочет, чтобы зависть отравляла его жизнь, эта страсть его мучает. Он видит из Евангелия, что Господь завистью не страдал. Но у самого человека, хотя он все увидел, ситуация не исправилась. Для чего же тогда сравнивать свои поступки с Евангелием?
Во-первых, если человек увидел в себе зависть, или раздражение, гнев, или любую другую страсть, то он уже не может думать, что у него все хорошо. Он увидел в себе духовный недуг. И это уже очень важно. Далее, как мы стараемся излечить физический недуг, чтобы не было осложнения, а может быть и смерти, так и тут надо искать способы излечения своих духовных недугов‑страстей: читать писания святых отцов, искать у них подходящие советы, как бороться с той или иной страстью, слушать беседы, проповеди духовно опытных людей, и делать для себя выводы.По щелчку пальцев победить ту или иную страсть не удастся. Это длинный многолетний труд. И если мы не плывем по течению, не махнули на себя рукой: «как все, так и я», а пытаемся хоть что-то делать, то уже находимся в состоянии духовной борьбы, или — излечения своих страстей. Мало кто побеждает свои страсти до конца, но многие из них, если так человек трудится, сильно ослабляют и ослабевает их действие на душу и тело.
Чтобы борьба со своей страстностью была успешной, надо постоянно читать Евангелие. Иногда люди недоумевают: зачем перечитывать одно и то же раз за разом? Но Евангелие — не просто повествование. В нем много глубинных смыслов, которые постепенно открываются человеку. Что-то откроется на пятый раз, а что-то и на десятый. Человек увидит в евангельских строках то, чего он раньше совершенно не замечал.Каждое прочтение Евангелие, и размышление над прочитанным, способствует духовному росту. Тогда новые Евангельские смыслы наполнят душу такой радостью, благодарностью к Богу, что человек будет гореть желанием претерпеть все, что пошлет Господь, изо всех сил трудиться ради того, чтобы быть с Христом — и здесь, и в вечности. Неслучайно преподобный Серафим Саровский в конце жизни читал только Евангелие. Казалось бы, он знал все евангельские тексты наизусть, но именно с его уровнем святости, новые смыслы Евангельских глав ему открывались более глубоко.
Ежедневное чтение Евангелия — сильнейшая поддержка наших сил. Вникая в Евангельские строки, человек будет учиться переносить неожиданные и незаслуженные скорби, не впадая в уныние или в панику, а уповать на Христа, доверять Ему свою жизнь, следовать за Ним. Как и апостол Петр писал: «Что за похвала, если вы терпите, когда вас бьют за проступки? Но если, делая добро и страдая, терпите, это угодно Богу… Потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его» (1 Петр. 2: 20-21).В этих словах апостола говорится о том, что мы должны делать добро, несмотря на то, что будем за это страдать. Эти слова можно распространить на свою жизнь: видеть, что Христос во всем и всегда творил волю Отца, несмотря на те страдания, которыми это сопровождалось, а мы — не во всем и не всегда поступаем по воле Божией — по Евангелию. Пытаясь делать добро, мы увидим, как наше ветхое естество этому противится и от этого страдает. Невозможно делать подлинное добро по заповедям так, чтобы это было легко и радостно. Всегда делание добра сопряжено с самоограничением, так как этому противится что-то внутри человека, не говоря о том, что могут быть и внешние неблагожелатели и гонители.
Чтобы не впасть в состояние тщеславия во время поста, надо уметь видеть свою недостаточность («зреть свои грехи») и те духовные опасности, которые всегда нас подстерегают. Видеть это возможно только тогда, когда мы стараемся исполнять заповеди. Когда мы ничего не делаем, мы ничего и не увидим. Видя свою недостаточность, мы можем надеяться на то, что Господь будет с нами, не отойдет от нас, ибо сила Божия в немощи совершается. Мы увидим свою немощь, Господь придет и восполнит ее. Тогда мы будем понимать, что мы нуждаемся в Боге.
Недостаточность в исполнении заповедей Божиих будем восполнять покаянием. Покаяние тоже относится к заповедям. Потому что Господь и начал Свою проповедь со слов: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4: 17). Так что покаяние можно назвать первой Евангельской заповедью. Покаяние ведет к смирению, потому что человек не сможет действительно покаяться, если он не смирился: если он гордый, он не сможет принести по-настоящему покаяние. А если человек по-настоящему кается, он не сможет не смиряться при этом.Тот страшный случай, когда старцу Фаддею явился нечистый, он помнил всегда, считал это великим уроком себе, который Господь попустил ради спасения его души. Подвижник говорил, что именно тогда он осознал те три добродетели, которых надо непрестанно достигать: долготерпение, покаяние и смирение.
В чем необходимость долготерпения? В том, чтобы не ожидать быстрых изменений в своем состоянии. К примеру, раз или два поисповедовался — перестал завидовать. Этого не произойдет. Надо настраиваться на то, что бороться со своими страстями предстоит всю жизнь, если Господь не даст раньше ослабление страсти. Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал, что молитва и делание заповедей, как правило, до конца жизни, и это большой труд. Очень редкие подвижники в конце жизни сподобляются того, что молитва становится в радость и захватывает все его естество — дух, душу, тело. Нам же надо настраиваться на то, что исполнение заповедей, молитва, покаяние это всегда будут для нас труд и борьба.Второе — покаяние. Почему нельзя просто следить за собой, читать Евангелие, никому не вредить, чтобы не каяться и не исповедоваться постоянно. В покаянии мы нуждаемся регулярно, ибо «нет человека праведного на земле, который не грешил бы (Еккл.7:20). В покаянии мы признаем свою неправоту и, по сути, испрашиваем помощь Божию в борьбе со своими грехами и страстями. Если человек не просит, значит думает, что сам сможет. Но сам человек победить грех не сможет. Когда же мы каемся, мы не просто свидетельствуем о том, что сделали то и то, — мы просим, чтобы Господь исправил последствия, которые грех приносит душе, чтобы Он дал силы бороться с грехом. То есть мы не просто отчитываемся перед Господом, что плохого сделали, а просим, чтобы Христос очистил нашу душу, участвовал в нашей жизни, помогал и спасал нас. Это надо понимать и помнить об этом великом благе, и просить этого у Бога, как просил мытарь: «Боже, милостив буди мне грешному» (Лк. 18:13).
И — смирение, одна из главнейших добродетелей, потому что Сам Господь наш Иисус Христос был смиренным. Он заповедует нам: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф. 11:29). Если Бог смирен и кроток, то и нам надо приобретать эти добродетели. Смирение — это готовность принять волю Божию, даже если она нам не понравится. Смирение — это видение своей реальной ситуации и осознание духовной опасности, где она есть, и понимание, что Господь — Врач душ и телес человеческих, и все лекарства, порой горькие, которые Он нам посылает, но они нам только на пользу.К долготерпению, покаянию, смирению надо двигаться ежедневно, не только в минуты молитвы, но в течение всего своего земного дня. Надо пользоваться каждым случаем, любой ситуацией, которые Господь посылает для того, чтобы нас спасти. Воспринимать их как урок, как лучшее, что может помочь увидеть себя в истинном свете, то есть — смириться. Без приобретения смирения смысла в наших духовных трудах не будет, поэтому в молитве преподобного Ефрема Сирина, которая читается Великим постом, мы просим «Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему».
Источник: Калужская Митрополия