Главная / Новости / Новости РПЦ /

Митрополит Климент: Великий пост. Как нам обустроить свою жизнь

Завершается первая сед­ми­ца Ве­ли­ко­го пос­та, ког­да мно­гие за­ду­мы­ва­ют­ся о своей жиз­ни, как ее пра­виль­но обу­стро­ить. При­хо­дят в храм, при­сту­па­ют к ис­по­ве­ди и Та­ин­ст­ву При­ча­ще­ния, до­ма ча­ще вста­ют на мо­лит­ву, чи­та­ют Еван­ге­лие и ду­ше по­лез­ные пи­са­ния. Но все же воз­ни­ка­ет воп­рос — как правильно все это делать, как поступать, чтобы труды пошли на пользу? Чтобы молитва была услышана Богом?

Вспоминается история из жизни старца Фаддея Витовницкого. Однажды, когда молился, ему воочию явился дьявол. Он встал между подвижником и его иконами. Отец Фаддей очень испугался, стал осенять крестом и себя, и нечистого, чтобы тот сгинул. Но дьявол сказал, что не боится крестного знамения. Старец стал громко произносить молитву, на что дьявол ему заявил, что и слов молитвы он не боится. И тогда отец Фаддей услышал спасительный голос в душе: «Если от всего сердца будешь молиться и каяться, он уйдет». Дьявол оказывается боится не креста и слов молитвы, а сердечного обращения человека к Богу. Подвижник запомнил этот случай на всю свою жизнь.

Мы знаем, что путь к Христу пролегает через исполнение заповедей. Практически все Евангелие — это и есть заповеди — то, что нам заповедано от Бога к исполнению. Заповедей много — это не только девять блаженств, которые перечислены в Евангелии от Матфея (Мф. 5: 3-11). Это все слова Христа, Его учение, Его поступки, как Господь относился к тем или иным событиям, к людям, все это — заповеди. И наша задача — их изучать и реализовывать в своей практической жизни.

Для этого надо постоянно сверять свою жизнь с Евангелием, чтобы выравнивать ее по заповедям Божиим. Что это означает на практике? К примеру, страдает человек страстью зависти. Он не хочет, чтобы зависть отравляла его жизнь, эта страсть его мучает. Он видит из Евангелия, что Господь завистью не страдал. Но у самого человека, хотя он все увидел, ситуация не исправилась. Для чего же тогда сравнивать свои поступки с Евангелием?

Во-первых, если человек увидел в себе зависть, или раздражение, гнев, или любую другую страсть, то он уже не может думать, что у него все хорошо. Он увидел в себе духовный недуг. И это уже очень важно. Далее, как мы стараемся излечить физический недуг, чтобы не было осложнения, а может быть и смерти, так и тут надо искать способы излечения своих духовных недугов‑страстей: читать писания святых отцов, искать у них подходящие советы, как бороться с той или иной страстью, слушать беседы, проповеди духовно опытных людей, и делать для себя выводы.

По щелчку пальцев победить ту или иную страсть не удастся. Это длинный многолетний труд. И если мы не плывем по течению, не махнули на себя рукой: «как все, так и я», а пытаемся хоть что-то делать, то уже находимся в состоянии духовной борьбы, или — излечения своих страстей. Мало кто побеждает свои страсти до конца, но многие из них, если так человек трудится, сильно ослабляют и ослабевает их действие на душу и тело.

Чтобы борьба со своей страстностью была успешной, надо постоянно читать Евангелие. Иногда люди недоумевают: зачем перечитывать одно и то же раз за разом? Но Евангелие — не просто повествование. В нем много глубинных смыслов, которые постепенно открываются человеку. Что-то откроется на пятый раз, а что-то и на десятый. Человек увидит в евангельских строках то, чего он раньше совершенно не замечал.

Каждое прочтение Евангелие, и размышление над прочитанным, способствует духовному росту. Тогда новые Евангельские смыслы наполнят душу такой радостью, благодарностью к Богу, что человек будет гореть желанием претерпеть все, что пошлет Господь, изо всех сил трудиться ради того, чтобы быть с Христом — и здесь, и в вечности. Неслучайно преподобный Серафим Саровский в конце жизни читал только Евангелие. Казалось бы, он знал все евангельские тексты наизусть, но именно с его уровнем святости, новые смыслы Евангельских глав ему открывались более глубоко.

Ежедневное чтение Евангелия — сильнейшая поддержка наших сил. Вникая в Евангельские строки, человек будет учиться переносить неожиданные и незаслуженные скорби, не впадая в уныние или в панику, а уповать на Христа, доверять Ему свою жизнь, следовать за Ним. Как и апостол Петр писал: «Что за похвала, если вы терпите, когда вас бьют за проступки? Но если, делая добро и страдая, терпите, это угодно Богу… Потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его» (1 Петр. 2: 20-21).

В этих словах апостола говорится о том, что мы должны делать добро, несмотря на то, что будем за это страдать. Эти слова можно распространить на свою жизнь: видеть, что Христос во всем и всегда творил волю Отца, несмотря на те страдания, которыми это сопровождалось, а мы — не во всем и не всегда поступаем по воле Божией — по Евангелию. Пытаясь делать добро, мы увидим, как наше ветхое естество этому противится и от этого страдает. Невозможно делать подлинное добро по заповедям так, чтобы это было легко и радостно. Всегда делание добра сопряжено с самоограничением, так как этому противится что-то внутри человека, не говоря о том, что могут быть и внешние неблагожелатели и гонители.

Источник: Калужская Митрополия