Главная / Новости / Новости РПЦ / Митрополит Климент: Волна искушения

Митрополит Климент: Волна искушения

Человек XXI века по­гру­жен в сре­ду иску­ше­ний. Еще пер­вым лю­дям Гос­подь ска­зал: «У две­рей грех ле­жит; он вле­чет те­бя к се­бе, но ты гос­под­ст­вуй над ним» (Быт. 4:7). Прош­ло мно­го вре­мени, но человечество продолжает искушаться грехом. Каковы же механизмы действия греха в душе человека, и как бороться с восстающими страстями? Ответ на эти вопросы есть не только в святоотеческих трудах, но и в некоторых поэтических произведениях, поскольку в них запечатлены многообразные оттенки состояния человеческой души.

Действие любого искушения на душу человека можно сравнить с нарастанием волны. Когда оно встречает на пути скалу непреклонной человеческой воли, то моментально разбивается. Но если страстное желание не обнаружит в человеке препятствия, то постепенно начнет увеличиваться и в конечном итоге может привести к погибели души.

Появлению любой волны предшествует мелкая рябь. Для человека такой рябью является мимолетная греховная мысль, облеченная «в красивые одежды». Славянские народы понимали это, поэтому, как отмечено в этимологическом словаре Шанского Н.М., в русском языке слова грех и греза (мечта) имеют общее происхождение.

Однако, по словам святителя Феофана Затворника, от возникновения мысли до совершения греха проходит несколько этапов, на которых искушение можно пресечь. Самый надежный способ — сразу же отвергнуть скверные помышления, как только они потревожили ум.

Так, в одном из белых стихотворений И. С. Тургенева описаны мысли путника, который раздраженно подумал о бредущей за ним старушкой, но осек себя: «Вероятно, она сослепу сбилась с дороги, идет теперь по слуху за моими шагами …Да, да; это так».

Этот фрагмент тесно переплетается с поучениями преподобного Паисия Святогорца, который советовал каждому человеку избегать скверных мечтаний, переводить собственную душу на добрые рельсы, искать во всем положительное и таким образом учиться любви — главной христианской добродетели.

Если скверне все же удалось просочиться, «душа пошатнулась», как говорит святитель Феофан, то искушение переходит на второй этап. Человек начинает беседовать с греховными мыслями, рассматривать их, оценивать. Это еще не грех, но уступка искушению.

На третьем этапе, если мысль еще не отвергнута, человек начинает сочувствовать греху. По замечанию святителя, и это еще не сам грех — не поздно одуматься, поставить внутренний заслон, чтобы преградить путь от мысли к совершению греха.

Следующей ступенью искушения становится уклонение воли человека от Бога. Начало греху положено, поскольку это происходит по произволению самого человека. Образ стремления за обманчивыми благами описал К. Д. Бальмонт:

«Я мечтою ловил уходящие тени,
Уходящие тени погасавшего дня,
Я на башню всходил, и дрожали ступени,
И дрожали ступени под ногой у меня».

Состояние зыбкое, но путь назад еще есть, тяжелых последствий можно избежать. И только отклонение от заповеди в мыслях, представление греха в уме, а затем и совершение его составляют падение человека. К этому моменту мечта настолько воспламеняет человека, преподносит искушение в такой заманчивой форме, что человек желает быть обманутым:

Живите, сны, в душе моей,
В душе безумной и порочной,
Живите, сны, под гнетом дней
И расцветайте в час урочный!

Несмотря на многообещающую яркую оболочку греха, человек не получает от него ожидаемой радости, а результатом падения становятся угрызения совести и опустошенность.

По определению апостола Иоанна Богослова, грех является беззаконием (см. 1Ин. 3:4) — отступлением от Бога, нарушением Его воли, запечатленной в евангельских заповедях. Человек же по сущности своей не является природой замкнутой, а постоянно нуждающейся в Боге. С первых времен истории человека смысл бытия заключается в единстве с Творцом, Его постижении, а это возможно лишь при соблюдении Закона Божия (см. Ин.14:23).

Пустота, потеря истинной цели, одиночество, глубокая апатия — это ощутимые последствия богоотступничества. Нарушение связи с Творцом заканчивается для человека духовным разложением, деградацией его личности, нарушением соподчинения духа, души и тела.

Источник: Калужская Митрополия