Митрополит Климент: Неуважение к чужому труду

Начну с одного разговора, его я услышал недавно. Мальчик, примерно ученик третьего–четвертого класса, шел рядом с мамой и увлеченно ей рассказывал, что на уроке они смотрели мультфильм. Он ему понравился, и мальчик делился с мамой впечатлениями.

Довольно скоро женщина прервала его словами: «Училке лень работать было — вот она вам мультик и включила». Именно такими словами: «училке», «лень работать». Мальчик решил уточнить: «Это на уроке музыки было». Мама тоже «уточнила»: «Училке музыки было лень работать — она вам мультик и включила». Чего хотела добиться женщина такой реакцией, такими словами? Неуважения к учителю? Пренебрежительного отношения к ее труду? Слова в ее устах звучали так буднично, привычно, как будто внушить сыну такое отношение к учителям — одна из важных задач для нее, над которой она «трудится» регулярно, на постоянной основе.

Премудрый царь Соломон говорит: «Блажен человек, который снискал мудрость, и человек, который приобрел разум, — потому что приобретение ее лучше приобретения серебра, и прибыли от нее больше, нежели от золота: она дороже драгоценных камней» (Притч. 3; 13-15). Премудрый царь знания и мудрость ставит гораздо выше земных благ. Не секрет, что без знаний богатство может причинить немало вреда. Во все времена учительский труд пользовался уважением, а родители подчеркивали и укрепляли авторитет преподавателя в глазах детей. Безусловно, бывали какие-то ошибки и у педагогов, возникали спорные ситуации. И их решали, обсуждали, что-то — взрослые между собой, что-то — вместе с детьми. Но такого намеренного принижения личности учителя, его труда, как порой бывает в наши дни, не было никогда.

Создается впечатление, что немалая часть взрослых людей разучились думать. Может ли к хорошим последствиям привести неуважение к педагогам, которое родитель внушает ребенку? Будет ли мальчик слушать то, что говорит ему человек, к которому родители внушают относиться с пренебрежением? А если не будет слушать, как же учитель сможет его научить? Есть и еще важный момент. Замечено, что роль дисциплины в воспитании детей обычно выше в тех странах, землях, где жизнь опаснее. Это вовсе не случайно. В случае опасности (например, землетрясения) ребенок должен сразу четко следовать предписаниям взрослых. Счет может идти на секунды. Спорить, уговаривать и убеждать некогда.

Ребенок мгновенно должен послушаться старшего и более опытного родственника, воспитателя, учителя — в этом его спасение. И потому так важна роль дисциплины. А теперь соотнесем это с описываемой нами ситуацией. Если ученика учат пренебрежительно относиться к труду учителя, к его личности, будет ли у учителя в глазах ученика авторитет? А если нет авторитета и к учителю можно относиться неуважительно, будет ли дисциплина? Если ученик не будет слушать учителя, как учитель сможет помочь детям в ситуации возможной опасности? А в чрезвычайных ситуациях дисциплина всегда играет огромную роль. Может не быть времени объяснять и убеждать. Да и поверит ли объяснениям ребенок, которому долго внушали, что «училке лень работать»? От четкости, слаженности может зависеть многое. Но как это обеспечить тому, кого мама называет «училкой», о ком постоянно плохо говорит?

Начальная школа — это возраст, когда авторитет учителя для ребенка огромен. Перед ним человек, который столько знает (с детской точки зрения), этот человек научил его очень многому, дал базовые учебные знания, умения, навыки из начальной школы. Этот авторитет — для ребенка аксиома. Обычно это именно так. И в этом возрасте сознательно и постоянно разрушать этот авторитет, принижая образ учителя, признак ограниченности родителей и незнания элементарных возрастных психологических особенностей возраста.

Источник: Калужская Митрополия