Митрополит Климент: Почему я не родился в другом веке
Сейчас я хотел бы поговорить о лауреатах Патриаршей литературной премии. Они наши современники и в своих произведениях говорят о вечных темах, которые волнуют общество: взаимоотношение отцов и детей, поиск смысла жизни, обретение любви и т. д. Однако подчас они задают неожиданные вопросы, о которых думает каждый человек, но не всегда в этом признается.
«Почему я не живу в девятнадцатом веке? В наше время разве встретишь обходительного кавалера или даму с тонкими манерами?» — думает женщина, когда ее теснят в метро. «Вот бы попасть в средневековье! Я бы сразился с этим наглецом в честном поединке!» — кипятится мужчина после неудачной деловой встречи. «Был бы я воином будущего! Интересно, а машины у всех будут летающими?!» — фантазирует подросток.Почему Александр Сергеевич Пушкин родился именно в 1799-м, а не годом позже? А Владимир Иванович Даль — в 1801-м, а не годом раньше? Почему миллиарды людей рождаются в определенный момент времени? Есть ли здесь взаимосвязь или все это случайность?
Похожие мысли возникают у героя романа Дмитрия Володихина «Доброволец». Он отправляется в прошлое, чтобы изменить ход истории, помочь Белому движению одержать победу в Гражданской войне. Для этого главному персонажу приходится отказаться от настоящего, в котором остается его любимая девушка. Герою следовало бы добиваться результатов в настоящем, а он перемещается в другую эпоху, преисполненный самонадеянности, что ему-то под силу решить задачи, с которыми не справились тысячи людей.Как часто человеку кажется, что он живет не в свое время. Думает, в другом веке ему жилось бы гораздо комфортнее, свободнее, безопаснее. Нашлось бы дело, в котором он мог проявить свои способности, и, возможно, повлиял бы на ход истории. Но ведь все это — иллюзии. Почему? В Священном Писании есть слова о том, что если Господь не «созиждет дом», зря люди трудятся над его постройкой. Если он не сохранит град, то напрасно его охраняют (см. Пс. 126:1). Ничего не происходит без воли Божией, его промысла.
Господь говорит: «Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены...» (Мф. 10:29–30) Бог заботится о каждом творении, а о человеке особенно.Как отметил лауреат Патриаршей литературной премии протоиерей Ярослав Шипов, промысел Божий прослеживается даже в повседневных открытиях. Например, человек с удивлением обнаруживает, что место, в которое он случайно прибыл, тесно связано с жизнью предыдущих поколений его семьи, или значимая дата в его жизни совпадает с важными датами в судьбах его предков.
Если Господь сделал так, что мы живем в XXI веке, можно не сомневаться: это время для нас самое подходящее. Каждого человека на земле ожидает свой особый крест — подвиг, которым христианин может послужить Богу и людям. Вспомним жизнь преподобного Сергия Радонежского. Сложно представить, как бы завершилась Куликовская битва, если бы святой не молился о победе русского воинства. А святитель Алексий (Бяконт)? Кто мог знать, что этому митрополиту придется воспитывать двоюродных братьев-сирот, ставших впоследствии прославленными князьями Дмитрием Донским и Владимиром Храбрым? Примеров очень много.Мне запомнился яркий образ, который приводит писатель Борис Споров в повести «Федор». Он описывает ситуацию, когда человек спасает от гибели синицу: она, беззащитная, лежит в его ладони, а потом вдруг взмывает ввысь. Подобно этому и судьба каждого из нас находится в руках Божиих. Как птица может и не осознавать, что человек спас ее, так и мы часто объясняем все происходящее собственными достижениями, не вспоминая о Божием незримом руководстве, о помощи Господа. По словам писателя, человек — «синица в мощной деснице, могущей и сжаться, и разжаться».
Для современного человека это очень актуальное напоминание. Люди, добившись определенных успехов в развитии науки и техники, ощутили себя более могучими, чем они есть на самом деле. Они, подобно строителям Вавилонской башни (см. Быт. 11:3–9), решили, что могут все в жизни устроить, как им заблагорассудится. Но это только фантазии, которыми любит тешиться современный человек, не осознающий, что все хорошее в жизни он имеет по милости Божией. Даже если сам человек для достижения успеха прикладывает значительные усилия. Надо понимать, что труд, скорби, лишения — все это последствия грехопадения (ср. Быт. 3:17–19). Как бы человек ни стремился к цели, без помощи Божией ее невозможно достичь.При всей самобытности творчества лауреатов Патриаршей литературной премии в произведениях каждого из них находит отражение глубинная мысль: Господь привел нас в этот мир в наилучший момент. Человеку стоит положиться на волю Божию, иметь доверие к Господу, а не уповать исключительно на собственные силы. Тогда он сможет проявить себя в настоящем как цельная личность, а не мечтать о «лучшем времени».
Источник: Калужская Епархия