Обретение мощей преподобного Амвросия Оптинского

Краткое содержание биографии:
Декабрь 1812 года. По рассказам родных, рождение Александра сопровождалось некоторой сумятицей. Тогда, в праздник Александра Невского, были именины его деда. Среди суматохи от множества гостей его матери и пришло время родить. Мальчика, конечно, назвали Сашей. Гренковы были церковной семьей: дед – священник, отец – причетник. Саша, шестой ребенок в многодетном семействе, рос живым и шаловливым, что не мешало отлично учиться. Например, духовное училище Саша окончил одним из лучших. Способности Александра проявились и в семинарии. Все были уверены: Александр преуспеет. К тому же юноша, веселый, добрый, был душой компании, имел много друзей. В последний год семинарского обучения Александр опасно заболел. Не думая выжить, он обещался стать монахом, если Господь сохранит жизнь. И выздоровел. В 1836 г. Александр Гренков окончил семинарию, но обещание исполнить страшился. При его веселости и жизнелюбии, монашество представлялось чем-то по крайней мере странным. 3 года Гренков учительствовал, то у помещика, то в духовной школе. Тогда его увлекают музыка, книги, вечеринки. О данном обете напомнила вернувшаяся болезнь. И Александр поехал просить совета у старца Илариона из села Троекурово, на Тамбовщине. Тот сказал кратко и прямо: «Иди в Оптину!». Божия воля была ясна. Решение укрепилось после поездки в Троице-Сергиеву лавру. Но, едва Александр вернулся домой, началась рутина: уроки, книги, посиделки с друзьями. Чувствуя, что мир затягивает, Александр решил уехать немедленно. Не предупредив начальство, он собрал вещи, и едва ли не бежал. Из монастырской гостиницы Александр написал епископу, прося прощения и увольнения.
О. Амвросий потом говорил, что тогда он еще думал «пожить в монастыре так». Но архиерей ответил быстро: увольнение возможно, если Александр решил остаться в обители. «Просто пожить» оказалось нельзя. Или послушником, или – обратно в мир. Александр выбрал.
Лишь в декабре 1842 г. послушник Александр, наконец, услышал заветные слова чина иноческого пострижения: «Что пришел еси, брате, припадая ко святому жертвеннику и ко святой дружине сей?» И твердо ответил: «Желаю жития постнического, честный отче!». Так родился монах Амвросий. Через год состоялась диаконская хиротония, а в 1845 г. – священническая.
Зимой 1845 г. о. Амвросий сильно простудился во время поездки в Калугу, где состоялась его хиротония. С той зимы о. Амвросий постоянно болел: лихорадка, гастрит, неврологические боли. Осенью 1846 г. стало так плохо, что он принял схиму «страха ради смертного». Иеросхимонах остался жив, но служить больше не мог.С тех пор послушанием стала помощь старцу Макарию с изданием святоотеческих сочинений, да работа по келье. Уроки смирения продолжались. На упреки, что Амвросий – человек больной, о. Макарий отвечал, что и сам знает, только без обличений и укоров «монах ржавеет!». Через несколько лет к обычным послушаниям о. Амвросия добавилось еще одно: помощь старцу как духовнику. В 1860 г., после смерти о. Макария, Амвросий сменил его на старчестве. Иеросхимонаху не было даже 40 лет. Новый «старец»? Этот, по выражению одной барыни, «монах, который все вертелся в келье отца Макария»? Позже та же барыня удивленно скажет: «Да ведь он, кажется, выше Макария!»
С началом старческого послушания началась другая жизнь Ранний подъем, непрестанная молитва, скудная трапеза, прием посетителей до вечера, снова молитва. К тому же о. Амвросий решился на небывалое: он стал принимать женщин, которым до сих пор вход в скит был возбранен.
У стен скита построили домик – «хибарку». Она всегда была полна пришедших за советом, исцелением, отпущением грехов. Рядом с «хибаркой» устроили ограду из жердей, за которой толпились паломники. О. Амвросий, идя вдоль толпы, благословлял, утешал, советовал. «Как жить?» — как-то крикнули ему из толпы. Ответом было знаменитое: «Жить – не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать и всем мое почтение!» Множество наставлений преподобный любил давать в виде пословиц и поговорок. Как он сам говорил: "Старинные люди хоть и очень простые были, но поговорки их очень мудрые и основательные". Чудеса старца – это исцеления, решение житейских проблем, бесчисленные утешения страдающих людей. Но не менее велико и то, что множество людей после разговора со старцем полностью менялись, по-новому видели свою жизнь.
Л.Н.Толстой, по его словам, был «растроган» встречей с о. Амвросием. Отцу же Амвросию долгая беседа с «властителем дум» далась тяжело. Старец о Толстом сказал только: «Горд очень!». Так старец прожил 30 лет. Старческое послушание он нес до самой кончины. Да и местом его преставления стала основанная им женская монашеская обитель в Шамордино: туда о. Амвросий, духовник сестер, уехал летом 1891 г. Осенью здесь его снова постигла болезнь, и 23 октября 1891 г. старец завершил свой земной подвиг. Путь возрастания о. Амвросия, его скорби и искушения – все это от нас практически сокрыто. Но в 1998 г., при обретении мощей иеросхимонаха Амвросия, их осмотрели специалисты-медики и изумились. Только судя по состоянию позвоночника, каждое движение должно вызывать боль. Почти все позвонки деформированы, позвоночник искривлен в нескольких местах. А ведь было еще множество внутренних болезней. Да можно ли так жить? Ответ ясен: человеческими силами – нельзя. Отец Амвросий не просто жил, а был источником надежды и оптимизма для множества людей. Несколько его слов избавляли от уныния, указывали выход из сложной ситуации. У самого старца при этом иной раз от боли темнело в глазах. Но исцеления для себя он не просил никогда. Возможно, тайна духовных дарований этого человека проста. Приведенный в монастырь Божиим промыслом, он и отдал себя на волю Божию. И не преступал ее никогда. Видимо, поэтому так много духовных даров было ему дано..."
(по материалам сайта pravoslavie.wiki)Источник: Храм "НЕОПАЛИМАЯ КУПИНА" Кошелев проект-Калуга
Автор: Павел Клименко