Главная / Новости / Новости храма /

Обретение мощей преподобного Амвросия Оптинского

"... Глубокой осенью 1839 г. у ворот Оптиной пустыни остановился возок. Вышедший из него молодой человек быстро прошел в собор. А после – отправился к настоятелю, прося позволения остаться в обители. Через годы вся Россия будет знать этого человека, Александра Гренкова, как преподобного Амвросия Оптинского.

Краткое содержание биографии:

Декабрь 1812 года. По рассказам родных, рождение Александра сопровождалось некоторой сумятицей. Тогда, в праздник Александра Невского, были именины его деда. Среди суматохи от множества гостей его матери и пришло время родить. Мальчика, конечно, назвали Сашей. Гренковы были церковной семьей: дед – священник, отец – причетник. Саша, шестой ребенок в многодетном семействе, рос живым и шаловливым, что не мешало отлично учиться. Например, духовное училище Саша окончил одним из лучших. Способности Александра проявились и в семинарии. Все были уверены: Александр преуспеет. К тому же юноша, веселый, добрый, был душой компании, имел много друзей.

В последний год семинарского обучения Александр опасно заболел. Не думая выжить, он обещался стать монахом, если Господь сохранит жизнь. И выздоровел. В 1836 г. Александр Гренков окончил семинарию, но обещание исполнить страшился. При его веселости и жизнелюбии, монашество представлялось чем-то по крайней мере странным. 3 года Гренков учительствовал, то у помещика, то в духовной школе. Тогда его увлекают музыка, книги, вечеринки. О данном обете напомнила вернувшаяся болезнь. И Александр поехал просить совета у старца Илариона из села Троекурово, на Тамбовщине. Тот сказал кратко и прямо: «Иди в Оптину!». Божия воля была ясна. Решение укрепилось после поездки в Троице-Сергиеву лавру. Но, едва Александр вернулся домой, началась рутина: уроки, книги, посиделки с друзьями. Чувствуя, что мир затягивает, Александр решил уехать немедленно. Не предупредив начальство, он собрал вещи, и едва ли не бежал. Из монастырской гостиницы Александр написал епископу, прося прощения и увольнения.
О. Амвросий потом говорил, что тогда он еще думал «пожить в монастыре так». Но архиерей ответил быстро: увольнение возможно, если Александр решил остаться в обители. «Просто пожить» оказалось нельзя. Или послушником, или – обратно в мир. Александр выбрал.

В 1840 г. 28-летнего послушника определили в скит. Сначала он работал на кухне. После перешел на послушание более легкое: письмоводителем старца Леонида. Легкой эта работа оказалась разве что физически. Старец вел «Сашу», как ласково называл послушника, путем смирения. Не раз о. Леонид кричал на Александра, выгонял из кельи. Но наедине многим говорил: «Великий будет человек!»
Лишь в декабре 1842 г. послушник Александр, наконец, услышал заветные слова чина иноческого пострижения: «Что пришел еси, брате, припадая ко святому жертвеннику и ко святой дружине сей?» И твердо ответил: «Желаю жития постнического, честный отче!». Так родился монах Амвросий. Через год состоялась диаконская хиротония, а в 1845 г. – священническая.
Зимой 1845 г. о. Амвросий сильно простудился во время поездки в Калугу, где состоялась его хиротония. С той зимы о. Амвросий постоянно болел: лихорадка, гастрит, неврологические боли. Осенью 1846 г. стало так плохо, что он принял схиму «страха ради смертного». Иеросхимонах остался жив, но служить больше не мог.С тех пор послушанием стала помощь старцу Макарию с изданием святоотеческих сочинений, да работа по келье. Уроки смирения продолжались. На упреки, что Амвросий – человек больной, о. Макарий отвечал, что и сам знает, только без обличений и укоров «монах ржавеет!». Через несколько лет к обычным послушаниям о. Амвросия добавилось еще одно: помощь старцу как духовнику. В 1860 г., после смерти о. Макария, Амвросий сменил его на старчестве. Иеросхимонаху не было даже 40 лет. Новый «старец»? Этот, по выражению одной барыни, «монах, который все вертелся в келье отца Макария»? Позже та же барыня удивленно скажет: «Да ведь он, кажется, выше Макария!»

С началом старческого послушания началась другая жизнь Ранний подъем, непрестанная молитва, скудная трапеза, прием посетителей до вечера, снова молитва. К тому же о. Амвросий решился на небывалое: он стал принимать женщин, которым до сих пор вход в скит был возбранен.
У стен скита построили домик – «хибарку». Она всегда была полна пришедших за советом, исцелением, отпущением грехов. Рядом с «хибаркой» устроили ограду из жердей, за которой толпились паломники. О. Амвросий, идя вдоль толпы, благословлял, утешал, советовал. «Как жить?» — как-то крикнули ему из толпы. Ответом было знаменитое: «Жить – не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать и всем мое почтение!» Множество наставлений преподобный любил давать в виде пословиц и поговорок. Как он сам говорил: "Старинные люди хоть и очень простые были, но поговорки их очень мудрые и основательные". Чудеса старца – это исцеления, решение житейских проблем, бесчисленные утешения страдающих людей. Но не менее велико и то, что множество людей после разговора со старцем полностью менялись, по-новому видели свою жизнь.

О. Амвросия посещали и знаменитые паломники, известные в России. Трижды встречался с ним Ф.М.Достоевский. Подробности встреч неизвестны, но в романе «Братья Карамазовы» о. Амвросий показан в образе старца Зосимы.

Л.Н.Толстой, по его словам, был «растроган» встречей с о. Амвросием. Отцу же Амвросию долгая беседа с «властителем дум» далась тяжело. Старец о Толстом сказал только: «Горд очень!». Так старец прожил 30 лет. Старческое послушание он нес до самой кончины. Да и местом его преставления стала основанная им женская монашеская обитель в Шамордино: туда о. Амвросий, духовник сестер, уехал летом 1891 г. Осенью здесь его снова постигла болезнь, и 23 октября 1891 г. старец завершил свой земной подвиг. Путь возрастания о. Амвросия, его скорби и искушения – все это от нас практически сокрыто. Но в 1998 г., при обретении мощей иеросхимонаха Амвросия, их осмотрели специалисты-медики и изумились. Только судя по состоянию позвоночника, каждое движение должно вызывать боль. Почти все позвонки деформированы, позвоночник искривлен в нескольких местах. А ведь было еще множество внутренних болезней. Да можно ли так жить? Ответ ясен: человеческими силами – нельзя. Отец Амвросий не просто жил, а был источником надежды и оптимизма для множества людей. Несколько его слов избавляли от уныния, указывали выход из сложной ситуации. У самого старца при этом иной раз от боли темнело в глазах. Но исцеления для себя он не просил никогда. Возможно, тайна духовных дарований этого человека проста. Приведенный в монастырь Божиим промыслом, он и отдал себя на волю Божию. И не преступал ее никогда. Видимо, поэтому так много духовных даров было ему дано..."

(по материалам сайта pravoslavie.wiki)

Источник: Храм "НЕОПАЛИМАЯ КУПИНА" Кошелев проект-Калуга
Автор: Павел Клименко