Главная / Новости / Новости РПЦ /

Митрополит Климент: Что такое Царство Божие, и как к нему готовиться

Это воскресе­ние по пра­во­слав­но­му ка­лен­да­рю на­зы­ва­ет­ся «Не­де­лей о Страш­ном су­де», т.е. вспо­ми­на­ет­ся Вто­рое при­шест­вие Хрис­та, ког­да бу­дет оп­ре­де­ле­на участь каж­до­го че­ло­ве­ка. Одним он скажет быть «по правую сторону», т.е. они наследуют Царство Божие, а другие будут отправлены «в муку вечную» (Мф. 25: 31–46).

Что же такое Царство Божие? Это не какие-то прекрасные условия, в которые мы попадем, и нам там будет комфортно и покойно. Это — не обилие благ, вкусных яств, интересных путешествий и прочее. Что же есть Царство Божие?

Не придет Царство Божие приметным образом, «и не скажут: вот, оно здесь, или: вот там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17: 21). Господь говорит, что человеку надо обрести Царство Божие внутри себя. Но что оно из себя представляет? Царство Божие — это особое благодатное состояние человека, когда Господь соединяется с ним в жизнь единую. Говоря иначе: когда благодать Духа Святого вселяется в человека.

Вселяется Дух Святой в человека невидимо, таинственным образом. Так и апостолы восприняли благодать Духа Святого в день Пятидесятницы таинственно. А видимое — схождение на них огненных языков — это знамение, бывшее для всех людей, которые присутствовали при этом событии. Созерцая это необычайное явление — огненные языки, сходящие на апостолов — они увидели восприятие апостолами Божией благодати.

Люди видели и те потрясающие изменения, которые последовали затем. Сразу же после восприятия благодати Духа Святого, ученики Господни начали проповедовать Христа на разных языках и наречиях. Слово их стало сильным, наполненным Божией энергией. Речи апостолов изумляли людей, производили переворот в душах, появлялось желание без промедления приобщиться к этой чудной, неведомой дотоле, Божией силе, не расстаться с ней никогда. И это было действие благодати, с которой апостолы соединились в единое целое.

В день Пятидесятницы три тысячи человек покаялись, то есть глубоко потрясенные, захотели переменить свою земную жизнь. Они увидели Истину — Христа и крестились. Так они положили начало своему спасению, обожению — соединению с Христом. Именно ради спасения уверовавших людей Господь сделал выше описываемое таинственное событие явным, видимым многими.

Три тысячи уверовали в тот день и сразу получили благодать Духа Святого. Как стремительно это произошло! А мы веруем год за годом, исповедуемся, причащаемся и кажется, что ничего духовно не приобретаем: топчемся на месте или ходим по кругу, исповедуя одни и те же грехи. Почему так? Видимо, потому, что первые христиане, уверовав, сразу начинали жить так, как надо. Мы же, зачастую, веруем теоретически, а с практикой у нас посложнее. Все упирается в образ жизни человека: насколько он соответствует исповедуемой вере.

По внешности образ жизни может быть вполне христианским. Но при этом не соответствовать существу христианства. К примеру, мы можем внимательно следить за политикой и экономикой, погружаться в разные исследования, слушать чьи-то прогнозы и составлять свои. Сюда же можно отнести наши страхи за будущее, которые нас сильно беспокоят, бесконечные вопросы и предположения о том, что и как будет дальше.

Верующие люди задаются вопросом: не есть ли это преддверие конца земной истории, о котором предупреждал Христос? Многих ныне посещают подобные апокалиптические настроения. Но сам же Христос нас предостерегает, чтобы мы не тратили свою жизнь на «внешнее христианство», куда можно отнести и собирание примет, относящихся к концу времен: умножение войн, голода, стихийных и общественных бедствий и многое другое.

Действительно, все эти события будут усиливаться в конце земной истории человечества и знать о них надо. Но Христос переключает наше внимание с этих внешних событий на главное: на внутреннюю сокровенную жизнь человеческой души. Потому что использовать земное время надо на главное: на выстраивание той таинственной лестницы к Богу, в Царство Небесное, которая должна, по слову святителя Игнатия (Брянчанинова), пройти через душу человека.

Ступени этой лестницы — Евангельские заповеди. Если человек движется по ним, то обретает праведность, мир, долготерпение, милосердие, радость внутри себя. «Кто их имеет, тот, без сомнения, находится в Царстве Божием», — утверждает преподобный Иоанн Кассиан Римлянин. У нас же тонны нашего времени и внимания уходят на устроение внешней жизни, порой на это уходят все силы души.

Вспоминается картина Брейгеля «Поклонение волхвов в зимнем пейзаже». Если мы взглянем на нее, то не сразу найдем Христа. Увидим много людей, которые заняты своими делами, снуют, суетятся, у каждого — неотложные дела. И где-то в неприметном уголке полотна можно разглядеть Марию, Младенца, коленопреклоненных волхвов. Но людям не до них, они заняты своими делами, которые все больше и больше относят их в сторону от главного, единственно нужного на потребу душе человеческой.

Источник: Калужская Митрополия