Митрополит Климент: Как общаться с нашими умершими родными
Нам дорого это общение, мы в нем нуждаемся. Кто-то ходит на кладбище, чтобы на могилке мысленно поговорить с усопшим, рассказать ему о своей жизни. Кто-то беседует с ушедшим из жизни человеком дома перед его фотографией. Отличие таких бесед от общения с окружающими очевидно. С живыми людьми возможен диалог, эмоциональный контакт. Мы можем отвечать друг другу, наблюдать за реакцией на наши слова. Слышат ли нас усопшие, мы не знаем, потому что не получаем от них отклика. Но Церковь учит, что наши молитвы за умерших слышит Бог.
Мы можем только вспоминать их, думать о них с любовью в надежде, что они чувствуют наше отношение. Эта надежда усиливается, когда общение с усопшими совершается в молитве за них перед Господом Иисусом Христом и через Его посредничество. И чем ближе мы к Христу, тем очевиднее, ощутимее для нас связь с теми, за кого мы молимся.Наша молитва Богу об усопших — просьба, чтобы им было как можно лучше в иной, неведомой нам реальности. Как правило, жизнь у нас строится по шаблонам, немалую роль в ней играют привычки. Ежедневно мы должны выполнять свои обязанности и совершать массу трудов, чтобы обеспечить свое благополучие и комфорт. Надо и денег заработать, и позаботиться о жилище, одежде, питании, и внимание семье уделить, позаниматься с детьми и т.д. Список наших ежедневных забот огромен, и мы стараемся, чтобы во всех делах был порядок и своевременное исполнение всего намеченного. Точно так же нам очень хочется, чтобы гармония и мир были у наших усопших в вечности.
Как себе мы желаем радости и добра, так и для наших усопших родственников мы просим у Бога, чтобы им не страдать, а радоваться, чтобы все у них там было в порядке. Мы молимся за них своими словами, поминаем их вместе с Церковью в храме на Литургии, на панихиде и на других богослужениях. Однако нужно понимать, что там, в вечности у них нет таких проблем как у нас: сессию сдать, еды купить, ремонт сделать, машину поменять…Какие же у них проблемы? В том-то и дело, что мы этого в точности не знаем, поскольку у нас нет опыта посмертного бытия. Забывая об этом, люди начинают верить суевериям или снам. Приснился, например, умерший человек грустным, опечаленным, а из этого делают вывод: «Ему там плохо, он неспокоен, просит помощи. Надо за него помолиться». Верить снам и подобным вещам нельзя ни в коем случае. Бесполезно пытаться их как-то разбирать, интерпретировать на свой лад. Все это — человеческие домыслы, не имеющие никакого отношения к реальности. Может быть, человек, которому приснился сон, сам был в это время в болезненном, расстроенном или тревожном состоянии. Помолиться за усопшего надо в любом случае, независимо от того, приснился он веселым, грустным или вообще не снится.
Мы должны молиться о наших близких, чтобы им там было хорошо. Но что означает для них «хорошо»? Можем ли мы об этом как-то помыслить? Человеку всегда хорошо, когда он в мире с Богом. Так чувствовали себя Адам и Ева в раю или апостолы на горе Фавор (см. Мф. 17:4). Единство с Господом приносит радость и наслаждение человеку и здесь, и в вечности. Только в вечности нет земных удовольствий. Единственным источником блаженства в вечной жизни является общение с Богом.И наоборот, плохо бывает нашим усопшим, когда что-то им мешает быть в единстве с Господом. Разлучить с Богом могут только грехи человека. Мы же своими молитвами, добрыми делами, исполнением заповедей, делами милосердия можем приблизить наших усопших к Богу, чтобы улучшить их вечную участь. В молитвах о них мы просим, чтобы Господь презрел их грехи и дал им возможность общения с Собой.
Усопшие тоже могут просить Бога. В притче о богаче и Лазаре Господь говорит, что богач молил о своих родственниках, чтобы после смерти они не попали в то место мучений, где оказался он сам. Богач вовсе не был святым, но у него была возможность попросить за своих братьев. Из этой притчи следует нечто очень для нас важное: существует обратная связь молитвенного общения с усопшими. Когда мы молимся за них, и они там, в вечной жизни помнят и молятся о нас.История с богачом заканчивается печально. Его просьбы не были исполнены. Дело не в том, что Бог проигнорировал его молитвы, а в том, что богач, будучи сам грешником, не видел правильного выхода и для своих братьев. Он думал, что явление воскресшего Лазаря вразумит их, но Авраам объяснил, что им это чудо не поможет. Богач нисколько не сожалел о своей неправедной жизни. Его целью было избежать страданий в вечности и только. Это не получалось у него самого, и он хотел, чтобы его братья не мучились.
Казалось бы, это доброе побуждение. Тем не менее, оно не принимается Господом, ведь для того чтобы избежать адских мук, надо соблюсти условия, о которых говорит богачу Авраам: исполнять заповеди, совершать добро ради Бога и стремиться быть в единении с Ним. Другого пути оказаться не в аду с бесами, а в Царстве Небесном с Богом, у человека нет. Но ни богач, ни его братья не прикладывали к этому никаких усилий. Вектор их жизни и интересов ни в одной точке не пересекался с Господом. А без любви к Богу пребывать в Его Царстве невозможно.Итак, молитвы богача о близких оказались тщетными. Кто же в вечности может молиться о нас? Прежде всего, за нас ходатайствуют святые, если мы обращаемся к ним с просьбами. Их близость к Богу, которую они стяжали в течение земной жизни, дает им эту возможность. Но не только святые молятся о нас. Вот умерли у человека родители, которые жили благочестиво, их, пусть они не были прославлены в лике святых, Бог услышит, ибо они пребывают среди святых. Если они помолятся о своем ребенке, который продолжает жить на земле, то Господь внимает их молитвам.
Надо понимать, что между святыми и грешниками, подобными богачу из притчи, очень большое расстояние. Но праведные люди, как и святые, пребывают гораздо ближе к Богу. Человек мог быть праведником, который старался жить по заповедям Христа, понуждал себя к этому в каждый день своей жизни, стяжал через это чистоту сердца, в вечности зрит Бога (см. Мф. 5:8). С виду он мог ничем не выделяться, казался всем самым обычным человеком. Но жил по заповедям, и его молитва будет услышана Господом.Так же и мы можем молиться за своих родных, не смущаясь мыслями, что наши молитвы могут быть напрасными, и Бог нас, грешных, не услышит. Молиться можно и надо в любом случае. Совершая молитвы за близких, мы учимся самоотвержению в любви, потому что уделяем своим усопшим часть своей жизни, своего времени, внимания и сил. Мы молимся за них, они — за нас. Смысл этой взаимной молитвы — проявление любви. Через нашу и, особенно, церковную молитву усопший человек понемногу приближается к Богу. Да и мы вдохновляемся на духовную жизнь, усиливаем подвиг и стараемся исправиться, когда наши близкие молятся о нас.
Чем еще мы можем помочь нашим усопшим? Любым самопожертвованием и добрыми делами, совершаемыми в их память: оказать деятельную помощь нуждающимся, поддержать добрым словом, сочувствием, вниманием к чужой беде.В родительские дни надо постараться прийти на службу в храм, чтобы за богослужением вместе со всей Церковью помолиться об усопших. Одно дело, если объективная возможность не позволяет человеку присутствовать в храме, и совсем другое, если он подал записки, а сам пошел в супермаркет или поехал с семьей на площадки развлечений. В родительские субботы особое церковное поминовение дает нам возможность через церковную молитву общаться с дорогими нам людьми, которые навсегда ушли из этой жизни. Это общение нужно не только нам, но и им.
Источник: Калужская Митрополия