Житийная педагогика как необходимый элемент системы будущего российского образования
Современная образовательная и воспитательная системы претерпевают постоянные изменения. Складывается такое впечатление, что наша система находится в активном поиске эффективных путей в области образования и воспитания. Западно-европейские образцы становятся эталонами российского образования.
Без учета исторического прошлого нашей национальной идеи самосознания сложно построить эффективную систему образования. Оглядка на европейские образцы ставят в тупик наше развитие как самобытной народности и делает безликим образ русского человека. Ведь, чтобы образовательно-воспитательная система была эффективная, она должна пронизывать жизнь семьи, общества, государства. С окончанием учебного процесса у человека не должен заканчиваться процесс восхождения личности к образу нравственного совершенства, а должен продолжаться в течение всей жизни. В учебном заведении должны быть заложены основы нравственного образования, чтобы человек дальше самостоятельно мог постигать мир нравственных наук.Сегодня приоритет образования в получении теоретических знаний, но не менее важной составляющей будущего образования должно стать нравственное образование.
Общество, семья, государство должны решать вопросы воспитания и образования в единой идеологической концепции. Только тогда процесс воспитания личности и самоутверждения даст положительные плоды. Человек ищет ответы на свои вопросы в течение всей своей жизни, соответственно и ответы ему нужны ежедневно. В повседневной жизни, как правило, с математическими формулами человек сталкивается намного реже чем с вопросами человеческого существования: «Почему я?, Для чего? Кто я и зачем», Кем стать? Как любить и прощать? Как верить и кому доверять? Что такое хорошо, что такое плохо?». Ответы на эти вопросы не прописаны в учебниках, человеку эмпирическим путем проб и ошибок приходится находить свой путь.Почему человеку не объясняют, что зависть, гнев, лень — это смертные грехи и не только потому что ведут к смерти духовной человека, но и прямо могут вести к смерти физической? «Состояния аффекта — нарушение сознательного контроля над действиями, в результате чего могут совершаться неконтролируемые поступки». Говоря языком христианской аскетики это проявление страсти гнева. В состоянии аффекта по данным статистики ежегодно совершается 51,88% преступлений связанных с убийством, а это более 250 тыс. человек погибают ежегодно от рук людей, не справившихся со страстью гнева, либо в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.
Мы боремся с терроризмом, учим детей переходить дорогу на зеленый свет, но теряем сотни тысячи человек от проявления различных страстей.Статистика смертности от онкологии зафиксировала 8,8 млн. погибших в 2015 году. По прогнозам ВОЗ число заболевших раком будет продолжать расти. Статистика предсказывает до 22 млн. людей с таким диагнозом в следующем десятилетии.
Казалось бы причем тут онкология? Из 6 факторов заявленных в качестве основных причин, 4-5 являются проявлением наших страстей: курение табака; употребления алкоголя; низкая физическая активность; избыточная масса тела (ожирение); неправильное питание.Стремительно увеличивается число людей с лишним весом. По статистике от сердечных заболеваний в 2012 году умерло 17,5 млн. человек. Патологии сердечно-сосудистой системы являются основной причиной смерти во всем мире. Причинами же сердечно-сосудистых заболеваний называют: курение, малоподвижный образ жизни; прием алкоголя, неправильное питание.
Опять же сталкиваемся с проявлением страсти получения удовольствий, неумения ограничивать себя. Кто не сумел воспитать свою силу воли и духа, оказывается зоне риска.Статистика самоубийств в мире тоже неутешительна. Ежегодно более одного миллиона человек в мире накладывают на себя руки. Каждые 30 секунд кто-то бросается с моста, стреляет себе в голову, вешается или перерезает вены на руках.
Причинами суицида психологи называют, одиночество, депрессию, пьянство, алкоголизм и пр. Как правило, все это можно назвать формами проявления уныния.Масштаб гибели человечества от пороков и страстей налицо, наверное, можно сравнить, разве что с последствиями атомного взрыва. В действительности мы даем теоретическую базу, но не учим любви к жизни как величайшему дару, данному нам от Творца.
Задача российского образования не только дать сумму знаний и выпустить успешного специалиста, но и еще обезопасить молодое поколение от роковых ошибок, научить видеть страсти, бороться с ними. Именно этим задачам должны отвечать будущее образования и воспитания.Изучая житийную литературу, творения святых отцов, было выявлено целое направление прикладной педагогики, которое можно выделить как отдельный блок «Житийная педагогика».
Сегодня в пору вводить такой предмет в школе как «Основы безопасной духовной жизнедеятельности» и считать его одним из самых важных предметов в школе. На предмете ОБЖ учат как пользоваться противогазом, если честно к моему стыду, я забыл уже как он выглядит, а вот с вопросом депрессии и уныния, проявления страстей гордости, тщеславия мне как священнику приходится встречаться ежедневно. Слава Богу, если человек придет в храм и сможет получить успокоение и ответы на свои вопросы. Но ведь основная масса ищет решения вопросов различными способами вплоть до самоубийства.
Государство и общество должны серьезно задуматься над созданием «Совета по духовной безопасности», задачами которого могли бы стать: диагностика духовно-нравственных проблем общества, контроль распространения негативных явлений, влияющих на деградацию личности, внесение дополнений и предложений в законодательно-нормативную базу вопросов, связанных с развитием духовности, противодействие терроризму, тоталитарным сектам, экстремизму и пр.Проанализировав духовно-нравственную обстановку современного общества, учитывая запросы государства на воспитание нравственной личности на основе культурно-исторического ценностей были выделены принципы будущей образовательно-воспитательной системы, внедрение которых будет способствовать укреплению гражданственности, нравственного облика гражданина РФ. Все эти принципы взяты из житийной литературы и основаны на опытном пути жизни святых.
Принцип и феномен святости в православной культуре. Понятие святости особенно воспринималось на Руси. К святым всегда относились с благоговением, их примеры определяли мировоззрение русского человека, его поведение, отношение к ближним, с их помощью выстраивалась иерархическая система ценностей и жизненных идеалов. Как писал о. Иоанн Кологривов «русское благочестие веками питалось идеалом святых, идеал святости составляет самую высшую из всех вообразимых ценностей».Чин канонизации и прославления святого дает особенное педагогическое воздействие. Статус святого обязывает относиться к нему с особенным чувством уважения. Необходимым принципом духовно-нравственного воспитания является по Маслову С.И. ориентация на нравственный идеал. «Ребенок всегда ищет и находит образец для подражания, который воспринимает в первую очередь эмоционально. В нравственном воспитании идеалом могут быть лучшие представители человечества. «Так что давайте изучать не калек, — писал А. Маслоу, — а наибольшее, какое сможем найти, приближение к целостному, здоровому человеку. Мы найдем у таких людей качественные отличия — другую систему мотивации, другие эмоции и ценности, другое мышление и восприятие. В некотором смысле только святые представляют собой человечество».
«Отличительная черта святых подвижников – вовсе не их доброта, которая бывает и у плотских людей, даже у весьма грешных, а красота духовная, ослепительная красота лучезарной, светоносной личности, дебелому и плотскому человеку никак не доступная» — отмечал о. Павел Флоренский.
Исторический принцип. Святой перед нами не сказочный герой, которого выдумал народный фольклор, но это повествование о реальном человеке, совершившем подвиг, жизнь которого описана в соответствии с каноном жития. «Житие — не биография и не богатырская былина. От последней оно отличается тем, что описывает действительную жизнь только с известным подбором материала».В житии описываются исторические факты с реальными лицами, вписанными в историю России (Св. Борис и Глеб, св. Александр Невский, преп. Сергий Радонежский, преп. Серафим Саровский и т.д.).
Принцип созидательности. Житие учит тому, что человек живет не для себя, тем самым предотвращая формирование потребительского сознания. Описание святого всегда связано с трудами, подвигами. Святой находится в постоянном труде, внутри себя он созидает духовный мир, он трудится над победой своих страстей, его внешний труд-строительство храмов, устройство монастырей, помощь ближним. «Вся жизнь преподобного Пафнутия была непрерывным трудом в поте лица, подвигом страданием и молитвой. Никто раньше него не являлся ни на общее молитвенное правило, ни на работы. Он выполнял с усердием самые тяжелые послушания: рубил и носил дрова, копал землю и поливал растения в саду. Зимой занимался чтением и плетением рыболовных сетей».Житие наглядно показывает, что смысл жизни святого определен, и он действует в соответствии со своими убеждениями.
Принцип дихотомичности. Житие показывает границы дозволенного и запрещенного, дает грани доброго и злого, выстраивает жизненные приоритеты, является источником познания добродетелей и их практического воплощения. Житие можно назвать практическим руководством к исполнению библейских заповедей, образец пути к достижению святости.Принцип противопоставления особенно важен для формирования нравственного сознания ребенка. «Сила морального сознания — в категоричности и универсальности основных его постулатов. Чтобы овладеть азами нравственности, ребенок должен мыслить альтернативно, дихотомически: добро или зло, хорошо или плохо — третьего не дано. Ребенок, не усвоивший элементарных норм нравственности как безусловных, категорических императивов едва ли станет нравственным человеком» — писал Кон И.С.
Принцип сопричастности. Данный принцип связан с наличием духовной связи и заступничества святого в православном вероучении.Образ святого это не отдаленный герой, оставивший лишь светлую память о своих подвигах. Это человек, являющийся членом небесной Церкви и выступающий заступником за Церковь земную. В Русской Православной Церкви до сих пор сохраняется правило совершения Литургии на антиминсе, в котором обязательно должна быть частица мощей святого или мученика. Это подчеркивает связь Церкви земной, сегодняшней, состоящей из живых, и Церкви небесной, торжествующей, состоящей из прославленных Богом святых и небесной.
Связующими звеньями между святым и простым человеком можно отметить следующие: гимнография (песнопения, тропари, кондаки, акафисты…), иконография (фрески храмов, иконы), дни памяти и особого почитания святого, наречение имени в честь святого, празднование Дня Ангела. Цикличность связанная с воспоминанием святого в церковном календаре способствует закреплению образа в сознании ребенка. Иконография и гимнография формируют особое благоговейное и уважительное отношение к образу святого, что в свою очередь создает возможности для усвоения образа святого как нравственного идеала.Прот. В. Зеньковский отмечает, что «иконы вызывают у детей особое почитание и собственные иконки у детей имеют громадное значение».
Принцип «поделись с ближним». Мы помним евангельскую историю о богатом юноше. Когда он подошел ко Христу и вопросил, что мне делать, если я все заповеди соблюдаю и живу по закону. Господь сказал ему, если хочешь наследовать жизнь вечную, иди продай имение твое и раздай нищим. Это не просто христианский призыв, это закон жизни. Отдавать и делиться это естественная потребность человека. Когда человек живет по принципу «бери от жизни все» нарушается его духовная психосоматика. Начинаются депрессии, одиночество уныние, тоска.Человек должен понять что отдать нужно не только для того, чтобы помочь нуждающемуся, но и реализации естественной функции человека – отдавать и делиться. На Руси благотворительность была неотъемлемой частью жизни русского общества, потому-то человек приобретая - теряет, а отдавая - находит. Это уникальное качество русского человека. И не важно, что ты отдаешь ласковое слово или краюху хлеба.Человек должен учиться отдавать, жертвовать.
Принцип силы духа. Один выдающийся летчик гражданской авиации, который имел опыт экстренной посадки самолета, говорил, что «самолетом управлять тяжело, а собой еще тяжелее». Святые показывали путь к достижению самообладанием, часто весь жизненный путь у них занимал этот процесс.Принцип прощения. Человек в течение всей своей жизни совершает необдуманные поступки, ошибается в силу отсутствия опыта, знаний и это естественно.
В интернете попалась одна статья с многообещающим названием «20 мыслей, которые нужно отпустить до Нового года». Смысл текста в том, что перед Новым годом нужно избавиться не только от ненужных вещей, но и от ненужных мыслей и идей, чтобы в новом году пришли свежие. Для этого необходимо выполнить следующую действия, цитирую: «Давайте представим мысль, мешающую нам жить в виде чего угодно, в меру своих фантазий. Заключаем полученный образ в воздушный шарик. Крепко завязываем суровой ниткой… Выпускаем шарик с негативом. Наблюдаем, как он поднимается так высоко, что его почти уже не видно. Одновременно он увеличивается в размерах до такой степени, что лопается. Представьте: шарик рассыпается на разноцветные новогодние салюты! Хорошо бы действия подкрепить мантрой. Через несколько подобных процедур вы почувствуете себя заново родившимся»! После чего по мнению автора нас должно ждать творческое озарение, новые интересные мысли, светлые идеи.На память приходят ветхозаветные образы, когда народ израильский начинал поклонялся идолам, и обрекал себя на наказания. На мой взгляд мы имеем дело с новой формой религиозного сознания. Как здесь еще не вспомнить гороскопы и астропрогнозы, когда примкнув к экрану телевизора или ухом к радиоприемнику «человек разумный» ждет свой знак зодиака и хочет верить, что сегодня судьба будет к нему благосклонна. Попробуйте в поисковике задать слово «гороскоп». Выдает 1 млн показов в месяц, а «патриотизм» или «нравственность» всего около 100 тыс.
Христианские традиции, формировавшие русскую душу на протяжении тысячелетней дают возможность очищать свою душу через Таинство Покаяния, практику Прощенного воскресенья. Даже перед сном дети просили прощения у родителей за прошедший день. Бытует мнение, что человеку не нужен посредник в общении с Богом. Но я бы назвал это лукавством, ведь почему-то приходя в магазин бытовой техники, электроинструмента, стройматериалов, мы ищем консультанта. Кто скажет, что более нам подходит, какой инструмент нам выбрать. Почему не задаем вопрос: «Мне посредник в магазине не нужен»?Принцип предстояния. Важный принцип в силу того, что человек всегда должен помнить, что над ним есть закон высший, от которого он не сможет спрятаться. Голос совести, который подсказывает как нравственно поступить человеку в определенной ситуации.
Все перечисленные принципы взяты из житийной литературы, из опыта тех, кто на практике прошел путь к совершенству и получили одобрение соборной церкви.Святые были тончайшими психолоагами человеческой жизни, и дали живой пример достижения внутренней гармонии с самим собой, выстраивая иерархию ценностей.
Глубоко убежден, что включение в образовательную систему модуля житийной педагогики, знакомство с принципами безопасной духовной жизнедеятельности, работа советов духовной безопасности, будет способствовать развитию духовно-нравственных ценностей, сохранению культурно-исторического наследия нашей Родины. Такие знания духовных законов смогут уберечь человека от необдуманных поступков, научат относиться к жизни как величайшему дару, снизят показатели таких негативных процессов, как наркомания, алкоголизм, табакокурение, и что особенно важно, дадут глубокую мотивацию работы над собой.Доклад на секции «Православная педагогика в контексте христианско-антропологической модели образования»
XXVI Международных рождественских образовательных чтений «Нравственные ценности и будущее человечества» 23 января 2018 г., Белый зал Храма Христа Спасителя, г. Москва Иерей Дмитрий Новиков,
клирик Калужской епархии (г. Калуга), соискатель
Общецерковной аспирантуры и докторантуры
им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия
Источник: Международные рождественские общеобразовательные чтения
Автор: Дмитрий Новиков