Главная / Новости / Новости храма / Житийная педагогика как необходимый элемент системы будущего российского образования

Житийная педагогика как необходимый элемент системы будущего российского образования

Общество испытывает духовно-нравственный кризис. Пропаганда че­ло­ве­чес­ких страс­тей вов­ле­ка­ет че­ло­ве­ка в раб­ство са­мому себе. В поис­ке ма­те­ри­аль­но­го бла­го­по­лу­чия, че­ло­век го­тов прес­ту­пить нрав­ст­вен­ные и го­су­дар­ст­вен­ные за­ко­ны. Пустота человеческого сердца приводит не только к духовной деградации, но и к физическому вымирания человека. Высокий процент смертности связан с проявлением человеческих страстей. Задача будущего российского образования не только дать сумму знаний и выпустить успешного специалиста, но и еще обезопасить молодое поколение от роковых ошибок, воспитать силу духа и противостоять натиску эгоцентризма.

Современная образовательная и воспитательная системы претерпевают постоянные изменения. Складывается такое впечатление, что наша система находится в активном поиске эффективных путей в области образования и воспитания. Западно-европейские образцы становятся эталонами российского образования.

Без учета исторического прошлого нашей национальной идеи самосознания сложно построить эффективную систему образования. Оглядка на европейские образцы ставят в тупик наше развитие как самобытной народности и делает безликим образ русского человека. Ведь, чтобы образовательно-воспитательная система была эффективная, она должна пронизывать жизнь семьи, общества, государства. С окончанием учебного процесса у человека не должен заканчиваться процесс восхождения личности к образу нравственного совершенства, а должен продолжаться в течение всей жизни. В учебном заведении должны быть заложены основы нравственного образования, чтобы человек дальше самостоятельно мог постигать мир нравственных наук.

Сегодня приоритет образования в получении теоретических знаний, но не менее важной составляющей будущего образования должно стать нравственное образование.

Общество, семья, государство должны решать вопросы воспитания и образования в единой идеологической концепции. Только тогда процесс воспитания личности и самоутверждения даст положительные плоды. Человек ищет ответы на свои вопросы в течение всей своей жизни, соответственно и ответы ему нужны ежедневно. В повседневной жизни, как правило, с математическими формулами человек сталкивается намного реже чем с вопросами человеческого существования: «Почему я?, Для чего? Кто я и зачем», Кем стать? Как любить и прощать? Как верить и кому доверять? Что такое хорошо, что такое плохо?». Ответы на эти вопросы не прописаны в учебниках, человеку эмпирическим путем проб и ошибок приходится находить свой путь.

Почему человеку не объясняют, что зависть, гнев, лень — это смертные грехи и не только потому что ведут к смерти духовной человека, но и прямо могут вести к смерти физической? «Состояния аффекта — нарушение сознательного контроля над действиями, в результате чего могут совершаться неконтролируемые поступки». Говоря языком христианской аскетики это проявление страсти гнева. В состоянии аффекта по данным статистики ежегодно совершается 51,88% преступлений связанных с убийством, а это более 250 тыс. человек погибают ежегодно от рук людей, не справившихся со страстью гнева, либо в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

Мы боремся с терроризмом, учим детей переходить дорогу на зеленый свет, но теряем сотни тысячи человек от проявления различных страстей.

Статистика смертности от онкологии зафиксировала 8,8 млн. погибших в 2015 году. По прогнозам ВОЗ число заболевших раком будет продолжать расти. Статистика предсказывает до 22 млн. людей с таким диагнозом в следующем десятилетии.

Казалось бы причем тут онкология? Из 6 факторов заявленных в качестве основных причин, 4-5 являются проявлением наших страстей: курение табака; употребления алкоголя; низкая физическая активность; избыточная масса тела (ожирение); неправильное питание.

Стремительно увеличивается число людей с лишним весом. По статистике от сердечных заболеваний в 2012 году умерло 17,5 млн. человек. Патологии сердечно-сосудистой системы являются основной причиной смерти во всем мире. Причинами же сердечно-сосудистых заболеваний называют: курение, малоподвижный образ жизни; прием алкоголя, неправильное питание.

Опять же сталкиваемся с проявлением страсти получения удовольствий, неумения ограничивать себя. Кто не сумел воспитать свою силу воли и духа, оказывается зоне риска.

Статистика самоубийств в мире тоже неутешительна. Ежегодно более одного миллиона человек в мире накладывают на себя руки. Каждые 30 секунд кто-то бросается с моста, стреляет себе в голову, вешается или перерезает вены на руках.

Причинами суицида психологи называют, одиночество, депрессию, пьянство, алкоголизм и пр. Как правило, все это можно назвать формами проявления уныния.

Масштаб гибели человечества от пороков и страстей налицо, наверное, можно сравнить, разве что с последствиями атомного взрыва. В действительности мы даем теоретическую базу, но не учим любви к жизни как величайшему дару, данному нам от Творца.

Задача российского образования не только дать сумму знаний и выпустить успешного специалиста, но и еще обезопасить молодое поколение от роковых ошибок, научить видеть страсти, бороться с ними. Именно этим задачам должны отвечать будущее образования и воспитания.

Изучая житийную литературу, творения святых отцов, было выявлено целое направление прикладной педагогики, которое можно выделить как отдельный блок «Житийная педагогика».

Источник: Международные рождественские общеобразовательные чтения
Автор: Дмитрий Новиков