Антипасха

Христос Воскресе!

Сегодняшняя, вторая, «неделя» (воскресенье) по Пасхе именуется Неделей Фоминой или Антипасхой (первой «неделей» считается сам День Пасхального Воскресения). Антипасха – с греческого языка буквально означает «вместо Пасхи», потому что этот день – первый из воскресных дней всего года, в который событие Воскресения повторяется.

На Литургии читается Евангелие от Иоанна (20 глава). Первую часть этого чтения мы уже слышали во время Пасхальной вечерни, и в нём прозвучали слова недоверия и сомнения. Сегодня они ещё раз повторяются, затем следует на них «ответ» и укоризненные слова Иисуса Христа апостолу Фоме: «Ты поверил потому, что Меня увидел? Блаженны (счастливы) не видевшие и поверившие!»

Разумеется, эти слова обращены не только к апостолу, но и ко всем нам. Они напоминают, что настоящая вера обладает духовным зрением, проникающим через завесу видимого и осязаемого. Кажется невероятным, чтобы Фома и его товарищи могли проявлять такую неверность Своему Учителю: ведь Он не только определенно говорил им (и не раз!) о том, что должно произойти, но даже призвал к Себе в «свидетели» двух самых авторитетных праведников – Моисея и Илию – во время знаменательного преображения на горе Фавор. Но это так: апостолы в страхе бежали из Гефсиманского сада, Петр малодушно отрекся от Учителя, а разочарованные Лука и Клеопа уходили из Иерусалима, хотя уже слышали (!) об опустевшем гробе (Лк. 24: 21-24)… Они были обыкновенными людьми, воспитанными в традиции, считавшей Мессию прежде всего земным царем-воителем, и подлинный смысл Его пришествия дался им не сразу.

С Фоминым воскресеньем связана ещё одна традиция. В Древней Церкви было принято, чтобы люди, крестившиеся в Великую Субботу, в Фомино воскресенье снимали с себя всенародно ту белую одежду (символ духовного рождения и чистоты), которую они носили всю Светлую седмицу, и отдавали на хранение в церковную ризницу. Поэтому и сам этот день назывался на Западе «Воскресеньем в белых (одеждах)», Dominica in albis; а на Востоке «Новым Воскресеньем», – в знак того, что праздник новокрещённых завершается, и начинается их новая и многотрудная жизнь в христианском звании.

Во вторник же Фоминой седмицы (девятый день по Пасхе) совершается пасхальное поминовение усопших, которым Православная Церковь возглашает радостную весть о Воскресении Господа, победившего смерть и тление. Истинный Бог – «Бог не мёртвых, а живых. Для Него все живы», – напоминает Христос не только Своим современникам, но и всем нам. (Лк. 20:38). Потому и день этот именуется в церковном календаре Радоницей.

Воистину Воскресе Христос!

( по материалам сайта azbyka.ru)

Источник: Храм"НЕОПАЛИМАЯ КУПИНА"Кошелев проект-Калуга
Автор: Павел Клименко